МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА побывала на открытой встрече, посвященной развитию территории бывшей фабрики «Красный Октябрь»

Территория «Красного Октября» © Юлия Рыженко

На волне возросшей общественной тревоги по поводу предполагаемой застройки территории «Красного Октября» элитным жильем институт «Стрелка» решил провести публичную встречу. Из чиновников на нее пригласили главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, по другую сторону стола посадили представителя «Гута-Девелопмент» Артема Кузнецова, а вокруг в вольном порядке рассредоточились представители творческих профессий и обитатели «креативного кластера» — так уже теперь принято назвать конгломерат ресторанов, галерей и офисов на территории Болотного острова.

Первым слово дали Александру Кузьмину, по лицу которого было видно, как же ему приятно находиться с этими милыми людьми в этом замечательном демократически европейском учебном классе института «Стрелка». В своей речи он использовал такие слова, как «интеграция» и «управленческие решения», и даже иногда смущенно оправдывался перед сидящими вокруг креативными людьми: «Совсем я обюрократился». Смысл его речи сводился к тому, что городские власти еще сами до конца не понимают, чего они хотят от территории «Красного Октября», но точно знают, что там образовалась какая-то новая, не до конца понятная, хотя и очень симпатичная среда, которую надо максимально расширить и соединить удобными мостами с другими частями города. Одно господин Кузьмин знает точно: «элитного жилья» на острове строить не будут, но, возможно, построят гостиницу.

Артем Кузнецов ответил речью о том, какое невероятное счастье для компании «Гута-Девелопмент» обладать территорией «Красного октября». Нигде в мире нет таких роскошных угодий с таким неимоверным потенциалом. Ни в одном городе мира нет такой огромной промзоны в историческом центре, которую можно превратить во что угодно. «Красный октябрь» — уникальное место. Почему офисы? Креативные пространства! Что значит «элитное жилье»? Творческие люди здесь и так почти живут — ну а «Гута» сделает все, чтобы им было комфортно.

Тут в разговор вступает Илья Осколков-Ценципер: «Скажите, мы что, действительно считаем, что Москве нужен еще один комплекс элитного жилья? Это действительно лучшее, что может быть построено на этом уникальном месте? У нас есть возможность сделать широчайший урбанистический жест!» То есть превратить «Красный Октябрь» в квартал пешеходных прогулок и современной архитектуры.

Тут вступает Григорий Ревзин: «А вы уверены, что нашего запала хватит на весь остров?» Все молчат. Ревзин произносит речь, в которой выражает сомнение в том, что в дальнейшем «Октябрь» ждет иная судьба, кроме превращения в буржуазный жилой район. Он напоминает, что во всех странах мира джентрификация неизбежно приводит к заселению бывшего богемного района представителями среднего класса. Существование «культурных кластеров» сильно ограничено по времени, так что зачем так противиться строительству нескольких жилых домов, все равно ведь они рано или поздно появятся на этом месте?

Речь Григория Ревзина — единственная за весь вечер попытка критически оценить возможности проекта «руки прочь от “Красного Октября”». Главный архитектор города Москвы и владелец территории доброжелательно успокаивают творческую интеллигенцию, которая вдруг осознала, что может лишиться любимых «креативных пространств», и обещают, что лишь 9 из 23 застраиваемых участков будут отданы под жилье. И с этим, по-видимому, интеллигенции придется примириться. Надо думать, работники фабрики «Красный октябрь» тоже не очень довольны, что в конфетных цехах сидят какие-то, с их точки зрения, бездельники с компьютерами.

Мария Семендяева – корреспондент ИД «Коммерсантъ»