На открытии нового Музея современного искусства Зураба Церетели в Тбилиси побывала ЕЛЕНА ФЕДОТОВА

Зураб Константинович насаждает свои Музеи современного искусства с той же пассионарностью, что и империя Гуггенхайм. За 10 лет несколько музеев открылись в Москве, теперь – первый в Тбилиси. Чтобы открыть музей со всей торжественностью, Церетели-старший зафрахтовал целый самолет, забрав из Москвы половину сотрудников Академии Художеств, Музея современного искусства во главе с внуком Василием Церетели и несколько журналистов. Помимо музейных красавиц и кряхтящих академиков в московском пуле оказались молодящийся писатель Виктор Ерофеев,  добродушный музыкант Евгений Маргулис и фотограф Барт Дорса, выделявшийся демоническим видом и  черными вампирскими ногтями.

Дом Зураба Церетели © Елена Федотова

Дом Зураба Церетели © Елена Федотова

Приключения большой компании начались в аэропорту Домодедово, где оказалось, что наш самолет летит в Батуми. Впрочем, боинг счастливо приземлился в Тбилиси (среди пассажиров и гостей Церетели оказался директор Грузинских авиалиний). Так что с самого начала путешествия можно было почувствовать себя героем фильма Отара Иоселиани. Сам Зураб Константинович, франтовато одетый в серый жилет с красным подбоем, безо всякого снобизма общался с народом, поблескивая дизайнерскими квадратными часами и огромными запонками. Вторым чудом стала отмена виз между Грузией и Россией – мы оказались первым рейсом, прилетевшим без каких-либо формальностей.

По приезде нас тут же отвезли к памятнику «Истории Грузии», построенному неподражаемым Зурабом Константиновичем. То есть авторство памятника можно было установить безошибочно.  Огромный каменный монумент напоминал Стоунхендж. Построенный на вершине горы, у подножья которой лежит красивейший Тбилиси и течет Кура, «Стоунхендж» оказался совсем не таким угрожающим, как на картинках. Зураб Константинович был величественен, как глава огромного клана, он одновременно давал указания помощникам и интервью журналистам телекомпании «Дождь», явно подавленным масштабом личности художника.

После прогулки на свежем воздухе нас повезли в загородный дом мастера, расположенный на местной Рублевке. Ориентиром дома служил огромный памятник, возвышающийся как небоскреб над малоэтажными дизайнерскими домиками. В небольшом парке частоколом стояли скульптуры маэстро, а сам вход в дом был оформлен подобием разноцветной мексиканской мозаики. В доме нас ждал настоящий пир: в огромном зале столы ломились от яств,  настоящее грузинское застолье. Затем Церетели устроил небольшой перформанс – на глазах у восхищенных гостей он нарисовал натюрморт маслом, продемонстрировав крепость руки и точность глаза.  После этой прелюдии сытые и совершенно умиротворенные мы наконец поехали на открытие музея.

Интерьеры музея © Елена Федотова

Интерьеры музея © Елена Федотова

Новый музей оказался всем хорош. Находится в прекрасном особняке в центре Тбилиси на проспекте Руставели, в бывшем здании Кадетского корпуса. В начале двухтысячных особняк был полуразрушен, тогда-то его и приобрел Зураб Церетели. Реставрация будущего музея под руководством архитектора Гиви Метревели велась 7 лет. Пожалуй, тбилисский музей даст фору всем московским – и простора больше (3 000 кв. метров), и конфигурация залов поинтереснее. Музей открылся, как и логично было бы предположить, выставкой самого Зураба Константиновича, как обычно поразившего всех своим монументализмом, мощью, бьющим цветом и взбитой фактурой.

На открытие приехал сам Президент Грузии Михаил Саакашвили. Никаких особых мер предосторожности не предпринималось. Пускали всех без всяких приглашений. Пришедших довольно мягко исследовали на предмет наличия опасных предметов (у меня отобрали мандарин и яблоко, попросили выпить глоток минералки и щелкнуть фотоаппаратом). Саакашвили приехал на щегольской машине Nissan голубого цвета (!), пожал руку Церетели, прошелся по экспозиции и довольно быстро ретировался. Выглядел он при этом страшно довольным. Стоявшую у музея цыганку, достававшую посетителей музея, удалили не слишком далеко и надолго. Хотя, возможно, она просто была законспирированным агентом госбезопасности.  Открытие прошло без затей, в некотором смысле по-домашнему.

Дом Зураба Церетели © Елена Федотова

Дом Зураба Церетели © Елена Федотова

Курировать музей будет московский собрат под руководством Василия Церетели. Однако бурной деятельности в музее пока вести не предполагается. Скорее всего выставка Зураба Церетели провисит там довольно долго. Конкретных выставочных планов, по словам Василия Церетели, пока нет.

После вернисажа нас отвезли в чудесный ресторан «Тень Метехи», расположенный на берегу Куры. Так что мы пережили настоящее грузинское застолье второй раз за день. Грузинские официанты были прекрасны, как скульптуры Микеланджело, а грузинские певцы пели так, что по коже бежали мурашки. Насладившись едой и удивительной красоты видом, мы отправились восвояси из потрясающего города Тбилиси, напоминающего обедневшего аристократа. И оттого еще более благородного, радушного и симпатичного.

Елена Федотова