Андрей Шенталь, Лондон
Hayward Gallery, Лондон, 1 февраля – 13 мая 2012
Мишель Фуко первым обратил внимание на несколько миллиметров белизны, которые обычно отделяют в книгах изображение от текста и которые мы, как правило, не замечаем. Именно там, согласно философу, завязываются сложные отношения означивания, называния, описания и классификации. Британский художник Дэвид Шригли занял именно эту лакуну на листе бумаги. Именно в этом пустом белом пространстве Шригли выстроил свое творчество, образуя неоднозначные отношения между картинкой, изображающей какую-нибудь жизненную ситуацию, и неожиданной подписью. Не случайно один из его графических листов изображает магриттовскую трубку, под которой вместо хорошо знакомого «Это не трубка» написано «Это ничто». Своей работой Шригли одновременно и отмежевался от современного искусства, и заявил о непосредственной сопричастности: я инсайдер, я знаю историю искусства и критическую теорию, но мне на них попросту наплевать.
На примере Шригли интересно наблюдать, как современное искусство всасывает в себя остатки всех других сфер, которые оно еще не успело подмять под себя и поместить в галерейное пространство. Шригли, в общем-то, не более чем газетный карикатурист, и он действительно работает в различных печатных изданиях, включая газеты Guardian и Independent. Однако он получил профессиональное художественное образование, что и выработало в нем комплекс галерейного художника и нежелание быть тиражируемым на дешевых газетных страницах. В результате туманная область между газетным текстом и изображением, избранная Шригли в качестве его художественной территории, обрела объем и даже темпоральность. Другими словами, художник выбрал соответствующий «галерейный» набор медиумов: анимацию, керамику, скульптуру, нонспектакулярное искусство, таксидермические объекты, архитектурные интервенции – все они представлены на выставке «Мозговая деятельность» в лондонской галерее Heyward. Небольшая институциональная поддержка – и Шригли уже не просто карикатурист, а настоящий художник.
Конечно, Шригли здесь совершенно не одинок. Многие современные художники применяют литературные тропы и фигуры речи в искусстве, которое положено смотреть, а не читать. Так поступают Элмгрин и Драгсет в своих «перевернутых» ситуациях и Маурицио Кателлан в своих «как бы неожиданных» случаях и происшествиях. Страус Кателлана – это футуристская выходка, полностью выхолощенная, но для вида как бы «подрывающая» галерейное пространство (его страус пробивает головой пол). Аналогичная работа Шригли имеет свои истоки в британском юморе и остается в области лингвистики: выражение «страусиная политика» значит такое ведение дел, когда игнорируются конкретные проблемы. Шригливское чучело стоит прямо, но – и это легко представить в газетной карикатуре – лишено головы. Другие его работы в своей реализации еще больше похожи на газетные иллюстрации: они остаются маленькими и черно-белыми, как газетный текст.
За спиной Шригли целая традиция британской карикатуры от Хогарта до журнала «Панч», от Эдварда Лира до Питера Кеннерда. Но русский зритель, наверное, вспомнит прежде всего комиксы Херлуфа Бидструпа, датского художника, популярного в России, но забытого в других странах. Он сейчас уже не кажется смешным и выглядит наивным, а любят его в первую очередь потому, что его забавные иллюстрации знакомы еще с детства. Но если сравнить Шригли даже с Бидструпом, то первый выглядит достаточно поверхностным. Конечно, его работы критикуют то, как среднестатистический человек смотрит на вещи, но при этом в них нет настоящей критики. Его карикатуры апеллируют к природе британского языка, к его способности порождать двусмысленность, а также к сложным отношениям изображения и текста. Это нигилистический черный юмор в духе мультиков с канала «2×2», подростковое недовольство окружающим миром при нежелании знать, где же находится источник этой неудовлетворенности.
Под выставкой Шригли, как и под магриттовской трубкой, вполне можно было бы подписать «Это ничто». Однако его работы очень зависят от контекста. В галерее они никчемны, но Дэвид Шригли ко всему прочему делает и принты – и это совсем другое дело.