Александра Новоженова

BAIBAKOV art projects, Москва, 28 мая – 25 июля 2010

BAIBAKOV art projects после переезда с фабрики «Красный Октябрь» обосновался в бывшем ДК, типичной бесцветной постройке позднего советского модернизма. Кураторы «Нескончаемого боя» отсылают нас к книге Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Но это лишь повод для экспозиции, осваивающей новое место так удачно, что дешевый ракушечник стен, которым в свое время облицовывали дома отдыха и кинотеатры по всему Союзу, начинает играть по-новому. Выбор темы — изящное заигрывание с вольнодумными концепциями французских философов. «Фуко считает периодически разгорающиеся конфликты позитивным и даже благоприятным явлением», — благодушно сообщает экспликация. И бой идет нескончаемый, а вовсе не вечный, блоковский. Perpetual Battle почти perpetuum mobile, мифическая машинка, крутящаяся вхолостую.

Новое пространство представляет собой высокий зал с идущим по периметру низким коридором-обходом. В коридоре выставлены работы нескольких авторов, но держится все на трех именах: это французы Сиприен Гайар, Уилфрид Альмендра и Латифа Эшак. Знаковая тема молодой звезды Гайара пришлась кстати — археология приходящей в упадок модернистской архитектуры. В романтически-отстраненном видео «Города из Золота и Зеркал» закатные лучи золотят бетонные зиккураты состарившейся архитектуры будущего, а брейк-дансеры как жрецы на развалинах античного периптера, между колонн которого видна типовая застройка, исполняют свой обряд. Его же фотографии «Курганы» с обломками снесенных блочных домов (их годы жизни на этикетках, как на надгробиях) перемежаются с работами из серии «Павшие в боях» Вилфрида Альмендры. На первый взгляд ассамбляжи Альмендры из арматуры, стекла, асфальта, камня — формалистические объекты, но за ними стоит концептуалистская история в духе «Шапольски и партнеры» Хааке. Альмендра тоже развивает тему модернистского проекта. Каждый из ассамбляжей — переведенный в скульптуру план одного из нереализованных в рамках жилищной программы, разработанной в США для возвращавшихся с войны солдат. Сопутствующую документацию кураторы опустили, оставив за объектами функцию действительно недурно идущих к новым стенам украшений. Другая часть обхода отдана аскетичным, но эффектно вписывающимся в интерьер антигосударственным декларациям Латифы Эшак: «Забиванию камнями» и черным флагштокам, которые, лишенные пестрых драпировок флагов, превращаются то ли в пики, то ли в противотанковые ежи, обнажая принуждающую суть (интервью с художницей читайте на стр. 62).

Провалена только центральная часть экспозиции, отданная самому именитому из представленных здесь художников, Томасу Хиршхорну. Обычно он создает тотальные инсталляции из скотча и картона (ему принадлежит проект «24 часа Фуко»), но здесь показаны беспомощные в своей одинокой «картинности» коллажи об «ужасах войны». В центре же главного зала с 8-метровым потолком стоят два его высоченных манекена в платьях из фото, на которых стихийные бедствия рушат функционалистскую архитектуру бедных районов, а люди бедных районов выходят из домов и сами рушат все подряд. Эти работы кажутся надуманными и дидактичными, но именно эту парочку манекенов стоит считать центральным символом выставки: возвышаясь, они означают, что на данной локации вкус приручает тревожные идеи. Устроители специально упоминают, что саундтрек побывавшего на открытии музыканта Кудлама к видео Гайара звучал и на показе Balenciaga. Пока до нас доходит только смутный гул сражения, нам предлагают воспринимать его как модный «нойз».