Юлиана Головченко

Юрген Теллер не открывал Америки, но приложил руку к тому, чтобы fashion-фотография преобразилась. Удачно взмыв на волне гранжа, он сделал аутсайдеров образчиками стиля, а «глянцу» добавил местами пугающий реализм. «Артхроника» выяснила, что фотограф, способный раздеть, скажем, Шарлотту Рэмплинг, обладает моральными принципами и видит себя усердным работником. Москву Теллер одарил персональной выставкой, которая открылась при поддержке Cycles and Seasons by MasterCard 5 марта в Мультимедиа Арт Музее, Москва в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2011».

В: Расскажите о вашей московской выставке, по какому принципу вы отбирали снимки?
О: Год и три месяца я вел колонку в немецком еженедельнике Die Zeit Magazine, где каждую неделю публиковал одну фотографию и сопровождал ее текстом. Выставка составлена из этих колонок и называется «Тексты и образы». Там примерно сорок работ, сделанных за последние двадцать лет.

В: В начале карьеры героями ваших фоторабот были Курт Кобейн — символ гранж-движения, и Кейт Мосс — модель, далекая от модельных стандартов. Это был вызов модным домам «гуччи-пуччи», кажется, так вы их называете, да?
О: В молодости я очень увлекался музыкой и в какой-то момент начал фотографировать музыкантов, одновременно оформлял им обложки альбомов. Было невероятно захватывающе наблюдать за творческим процессом, будучи его частью. Кроме того, это был честный способ зарабатывать на жизнь. Если нам нравилось, как кто-то был одет, мы сразу его фотографировали. Высокая мода конца 80-х – начала 90-х была бесконечно далека от нашей среды.

В: Галерист Дэвид Мопин, с которым вы работаете, говорит, что ваши снимки авто- и биографичны. Кого вы только не снимали — музыкантов (Бьорк, Кобейн), художников (Хокни, Эгглстоун). При этом вы еще и автор дорогостоящих фотосессий для модных домов. Кем вы себя ощущаете — свободным художником или работником модной индустрии?
О: Я делаю то, что мне интересно, и не загоняю себя в какие-либо рамки. Как фотограф я просто стремлюсь качественно выполнить свою работу.

В: В одном из интервью вы сказали, что когда работаете с моделью, она должна быть вам интересна. Как вы выбираете моделей для съемки?
О: Тут нет никаких правил, все зависит от конкретной задачи. Она должна разжечь какой-то внутренний интерес, и он может быть основан на чем угодно.

В: Кого из ваших моделей приходилось уговаривать идти навстречу вашим смелым художественным решениям?
О: Конечно, они должны делать то, что я им говорю, иначе сама процедура лишается смысла. Но я никогда не прошу их о чем-то непристойном, и конечно, никакие мои требования не являются для них сюрпризом: все обсуждается заранее и четко планируется. Мы всегда работаем на пару с моделью, я рассматриваю нашу работу как полноценное партнерство.

В: Существует мнение: «Юрген Теллер — это фотограф, который снимает трэш». Вы согласны с этим?
О: Понимаю, что вы имеете в виду, но это какое-то поверхностное высказывание ленивых людей, не удосуживающихся вникнуть в суть дела, так что даже не стану рассуждать на эту тему.

В: Возможно, это мнение социально благополучных европейцев. А российский зритель, он кое-что знает о «чернухе» — у нас есть фотограф Борис Михайлов, он родом из Украины, где вы бывали неоднократно. Вот его называют трэш-фотографом. Он снимает обнаженными бродяг и нищих, своих соотечественников… Вы наверняка его знаете.
О: Борис Михайлов — мой приятель, мы выставлялись вместе уже в трех музеях. Я восхищаюсь его работами — его понимание политической и социальной действительности, чувство юмора и самосознание как художника просто потрясающи!

В: Вы снялись обнаженным, пьющим и курящим на могиле своего отца. Что для вас означала эта съемка?
О: Мой отец совершил самоубийство, и таким образом я пытался приблизиться к нему и понять его.

В: Что для вас является гранью, которую вы не рискнете перешагнуть?
О: Нечто безнравственное и неправильное с точки зрения этики; когда переходишь черту, причиняя людям боль. Вот чего я бы никогда не сделал.

В: Есть что-то, что вы еще не сняли, но хотели бы снять?
О: У меня была выставка в Берлине, и Борис Михайлов с женой приехали на открытие. Мы много разговаривали, и я предложил ему сделать какой-нибудь совместный проект, на что он ответил: «Пожалуйста, в любой момент». Вот чего я действительно жду с нетерпением!

В: Известно, что в детстве Юрген Теллер проводил много времени у телевизора. Что повлияло на ваше решение учиться фотографии, кроме того, что вы категорически не желали продолжать семейное дело (заниматься настройкой музыкальных инструментов)?
О: Я всегда равнялся на моего старшего двоюродного брата, а он был страстным фотографом-любителем.

В: Кто ваш авторитет в фотоискусстве?
О: Роберт Мэпплторп, Уильям Эгглстоун, Борис Михайлов, Араки — и это неполный список.

В: Линда Евангелиста однажды сказала: «Я не поднимусь с постели меньше, чем за $10 000 в день». А вы за какую сумму готовы отправиться снимать, скажем, на Украину?
О: Я никогда не ориентируюсь на деньги, самое важное — это хорошо выполнить работу. Высказывание Линды в корне глупое и неверное, да к тому же еще, как обычно, искажено журналистами. Если вы делаете какую-то работу, то так происходит, потому что вы сами того хотите. Все элементарно. А вот если вы работаете по коммерческому контракту — тут действуют иные правила!

В: Уже успели составить какое-нибудь представление о России?
О: Единственное, что я могу сказать: был у вас трижды — однажды в Петербурге и два раза в Москве.

В: Вы снимали Хелен Миррен, плещущуюся в ванне для журнала New York Magazine (фотография актрисы вошла в российскую экспозицию. — Артхроника). На страницах издания она призналась, что всегда хотела быть плохой девочкой, несмотря на то, что в жизни она — зануда и моралистка. Про вас можно так сказать?
О: Не стоит верить всему тому, что пишут в журналах… Я не плохой и не скучный. Я люблю жизнь, люблю приключения, путешествия, люблю пробовать все новое и незнакомое.