Михаил Боде

Фонд культуры «Екатерина», Москва, 22 июня – 2 октября 2011

К выставочному проекту в фонде «Екатерина» можно относиться двояко. Если посмотреть на него, как на сумму произвольно выбранных произведений «московского нонконформизма» из нескольких частных собраний, то какие здесь могут быть особые претензии: просто коллекционеры сделали выставку в складчину, предоставив на нее то, что смогли или что захотели. И получилось так, как получилось, – неутомительный просмотр далеко не полной истории московского (вот почему только его, а не вместе с ленинградским?) неофициального искусства конца 1950-х – начала 1980-х годов. Недлинный перечень экспонентов – джентльменский набор андерграунда: от «лианозовцев» с кланом Кропивницких, Рабиным и Немухиным до Кабакова, Пивоварова и Комара с Меламидом. Причем одни представлены более полно (как Зверев, Харитонов и Инфанте), другие менее (как Турецкий или Рогинский), а каких-то из знаковых фигур вообще нет (Злотникова, Пятницкого и многих других).

Разумеется, большую часть вещей дали владельцы фонда «Екатерина» Екатерина и Владимир Семенихины. Их поддержали «Колодзей Арт Фаундейшн», Игорь Маркин со своим частным музеем ART4.RU и такие известные коллекционеры, как Евгений Нутович, Марк Курцер и Михаил Алшибая.

Неутомительный просмотр экспозиции отягощается объемным 270-страничным каталогом с репринтным штемпелем на обложке «Министерство культуры СССР. Разрешено к вывозу из СССР». Понятно, что пресловутая советская печать, которой некогда, перед вывозом за рубеж, помечались произведения нонконформистов, дала слоган для всей выставки. Само же издание претендует на статус каталога-резоне, поскольку включает в себя статьи маститых искусствоведов Аллы Розенфельд и Евгения Барабанова. В дополнение к этому в нем приведена подробная «Хроника художественной жизни Москвы 1956–1988», составленная Александрой Обуховой.

Взвешивая в руках увесистую книгу-альбом и читая знакомую до боли сагу об андерграунде, пересказанную в одном случае достаточно бегло и бодро, в другом – тяжело, с некоторой философской отдышкой, припоминаешь другую давнюю выставку и ее каталог. А именно знаменательную экспозицию «Другое искусство», организованную коллекционером-энтузиастом Леонидом Талочкиным, которая проходила 20 лет тому назад в Третьяковской галерее. От нее-то, впервые у нас показавшую и зафиксировавшую в двухтомном каталоге почти всех художников-«иноходцев» советской поры, обычно и отсчитывают последующие попытки осмыслить в текстах и артикулировать на выставках это самое трудноопределимое «другое искусство».

Но если со временем корпус комментариев все возрастал за счет уточнений и недавно выявленных фактов (в 2005 году вышел переизданный с дополнениями второй «текстовой» том каталога), то кураторский уровень оставлял желать много лучшего. «Другое искусство» кренили то в сторону исключительно «московского концептуализма» («Поле действия» 2010 года в том же фонде «Екатерина»), то в сторону «левого МОСХа» и даже официоза («Время перемен», 2006, ГРМ). Видимо, эта бортовая качка вызвала вполне предсказуемое недовольство у старослужащих «другого искусства» – критиков и художников. Можно предположить, что нынешняя выставка в определенной степени соответствует их идеальному представлению о том, как правильно показывать творчество нонконформистов. То есть так, когда затеи и амбиции куратора или экспозиционера почти сведены к нулю, когда художники соседствуют на стендах просто по схожести, по подобию или по знакомству, а по всей выставке не тянет никаким концептуальным сквозняком. Но, как известно, идеал недостижим. Вот и фонд «Екатерина» допустил кураторский писк – курьезную псевдореконструкцию каморки советского интеллигента с картинками неофициалов на стенках. Кунштюк явно избыточный, поскольку выставку сопровождает прекрасная ретроспектива фотографа Игоря Пальмина Past Perfect, пожалуй, лучшего летописца и портретиста художников «другого искусства». И если можно говорить об омаже исторической выставки 1991 года, то он во многом обязан искусству фотографии.