Елена Федотова

Реклама стала излюбленной мишенью уличных художников, ведущих партизанскую войну с корпорациями. Одним из пионеров этого вида вандализма стал KAWS, он же Брайан Доннелли. С середины 1990-х он «усовершенствовал» не один рекламный стенд на улицах Нью-Йорка, изображая вместо голов рекламных персонажей символы анархии — череп и кости.

Дело Доннелли продолжили художники более молодого поколения. В начале 2000-х Zevs во Франции начал «расстреливать» брендовую рекламу, изображая кровавые пулевые раны на лбу моделей, а затем красные подтеки под глазами. Кровавыми слезами тогда заплакали бренды Gap и Benetton. В 2002 году жертвой Zevs пала реклама кофе Lavazza в Берлине. На месте вырезанной из баннера огромной девушки-модели он вывел надпись «Визуальный киднепинг — плати сейчас!». Zevs запросил за возвращение модели выкуп в €500 тыс — такова, по его мнению, должна быть плата за то, что бренд приковывал к себе внимание миллионов людей. Как ни удивительно, компания посчитала для себя выгодным заплатить выкуп, который, правда, был перечислен в фонд музея Palais de Tokyo в Париже.

Самым последним изобретением Zevs стала порча логотипов корпораций при помощи дриппинга. Казалось, что логотип покрасили не очень качественной краской, которая просто потекла. Однако критический жест полиция не оценила: во время очередной акции художник был арестован. В 2009 году в Гонконге он нарисовал потекший логотип Chanel рядом с витриной бутика Giorgio Armani, тем самым намекая еще и на войну брендов. Армани, известный своей ненавистью к уличным художникам, постоянно портящим его рекламу, в качестве штрафа потребовал от Zevs $860 тысяч.

Один из самых известных художников, работающих с социальными проблемами, скрывается под псевдонимом JR. В проекте «Лицом к лицу» он выступил как миротворец, расклеив в ряде городов Израиля на демаркационных стенах с палестинской стороны постеры с портретами улыбающихся израильтян, а с израильской — палестинцев. Работа не была согласована с властями, и, как JR удалось осуществить такой дерзкий замысел, остается тайной. Впрочем, свою следующую акцию он провел в не менее опасных местах. Для проекта «Женщины — это герои» JR снимал женщин из социально неблагополучных регионов Африки, Индии, Камбоджи и Бразилии и затем расклеивал их фотографии на крышах и стенах домов. В самом опасном районе Рио — фавелах, славящихся разборками между бандами наркобаронов, ему удалось уговорить женщин сняться для своего проекта. Потом он наклеил виниловые постеры с их фотографиями на дома, стоящие на склоне, так что казалось, что эти урбанистические ульи сплошь состоят из лиц. Наконец, в своем последнем проекте «Морщины города» JR расклеил на домах Картахены и Шанхая огромные портреты местных стариков. Неудивительно, что некоммерческий фонд TED наградил художника премией в размере $100 тысяч, которая вручается тем, кто «меняет мир к лучшему». Так или иначе JR получил признание профессионалов: его 30-метровый постер висел некоторое время на лондонской галерее Tate Modern.

Американец Марк Дженкинс борется с безразличием общества. Дженкинс выставляет на улицах скульптурные изображения людей, создавая с их помощью мелодраматические мизансцены. Реакцию людей он затем снимает на видео. И оказывается, что общество не так уж и безразлично: например, к манекену девушки, уткнувшейся в тарелку, посетители кафе ставили чашечку кофе, да и ребенка, стоявшего в углу, они не оставили без внимания. По всему миру художник проводит мастер-классы, показывая, как сделать подобную скульптуру при помощи пищевой пленки и скотча.

Невероятное, но не очевидное

И все-таки большинство уличных художников преображают улицы ради собственного удовольствия и, конечно, к радости окружающих. По всей Европе можно встретить монументальные черно-белые изображения крыс, лошадей, белок, кроликов в стиле гравюр немецких экспрессионистов. Это Roa — бельгийский художник.

В отличие от многих стрит-артистов он редко сотрудничает с галереями, обычно работая на заказ. Известно, что расписанные художником дома тут же вырастают в цене.

Три года назад жителей Нью-Йорка удивляли надувные животные: посреди тротуара располагались фигуры медведей, жирафов и даже лох-несского чудовища из полиэтилена. Надувать скульптуры с помощью воздуха, поступающего из вентиляционных шахт метрополитена, придумал художник Джошуа Аллен Харрис.

Прогуливаясь по Берлину, можно «провалиться» в черную дыру — это Брэд Дауни прист­роил к столбу плашку, которая под определенным углом зрения превращается в дыру. Как-то он вырезал в строительной пленке, закрывавшей здание, две дыры в виде сердец, за что романтик улицы ненадолго поплатился свободой.
Загадочная команда East Eric стремится сделать мир более ярким. Флюоресцентной розовой, зеленой и голубой краской они покрывают огромные участки леса, гор и железнодорожных путей.

РАСПИСАННЫЕ ХУДОЖНИКОМ ДОМА ТУТ ЖЕ ВЫРАСТАЮТ В ЦЕНЕ

Иногда художники стрит-арта позволяют себе устраивать представления, рассчитанные исключительно на «своих». Такие, как выставка на заброшенной станции нью-йоркского метро, где зрители могли видеть работу Джейсона Эппинка — световое шоу, созданное с помощью реконструированной машины пионера кино Эдварда Мейбриджа. Хотя стрит-арт стал наиболее демократичной формой художественного высказывания, рассчитанной на широкие массы, иногда дети улиц оставляют за собой право побыть в кругу избранных.