Еще недавно при словосочетании «уличный художник» в воображении всплывал образ бесстрашного сорванца, под покровом ночи расписывающего красочными загогулинами городские окраины. Однако за последние несколько лет изменилось не только уличное искусство, но и сам тип «художника с большой дороги». Профессионалы наконец признали стрит-арт искусством. Теперь не только город является выставочным залом для уличных художников — их работы показывают в галереях и в крупнейших музеях, а также продают на ведущих аукционах. О стрит-арте пишут художественные журналы. «Артхроника» делится своими соображениями о том, как изменился стрит-арт за последние годы, и остались ли в рядах уличных художников те, кто не желает встраиваться в системы.

 

Елена Федотова

Новейшие дикие, или новые циники?

Фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», который вышел на экраны в прошлом году, перевернул представление о мире стрит-арта у публики, не слишком посвященной в жизнедеятельность уличных художников. Бэнкси на самом деле сделал страшную вещь — развенчал миф о романтическом герое-бессребренике, который на свой страх и риск выходит под покровом ночи рисовать яркую, смешную картинку на ближайшем заборе, а то и карикатуру на социально-политическую тему. Главный герой его киноленты оказался не только полуночным ковбоем, но и удачливым дельцом. Случайно попав в среду стрит-арта и насмотревшись на успешных художников, он устремился к успеху по проторенной дороге. Для начала взял себе звучный псевдоним — Мистер Мозгоправ, расклеил по всему городу собственное изображение. Это принесло ему известность. Затем, заложив свой дом, набрал денег на организацию выставки в модном индустриальном пространстве. Схема сработала, успех пришел — коллекционеры раскупили довольно спорные работы Мистера Мозгоправа как горячие пирожки, ведь стрит-арт — модный тренд.

БЭНКСИ СДЕЛАЛ СТРАШНУЮ ВЕЩЬ — РАЗВЕНЧАЛ МИФ О РОМАНТИЧЕСКОМ ГЕРОЕ-БЕССРЕБРЕНИКЕ

В конце концов путь от улицы до коллекционера прошел практически каждый известный стрит-артист. Одну из самых успешных карьер сделал 40-летний Шепард Фейри — сегодняшняя звезда, чьи станковые работы не только показывают в музеях, но и продают на аукционах. Однако прибыль от редких аукционных продаж не является основным источником его дохода. Фейри зарабатывает на жизнь, продавая одежду под основанной им маркой Obey: кроссовки, майки, рюкзаки, наклейки. А начинал Фейри как простой граффитист, который придумал довольно бессмысленную на первый взгляд вещь, прославившую его на весь мир. Взял фотографию борца Андрэ Гиганта, подписал «Obey», что значит «повинуйся», и повсеместно расклеил стикеры. То есть действовал как обычный граффитист, рисующий свой тэг — никнейм, псевдоним. После того как Фейри основал свой бренд, ему не пришлось ни цента тратить на рекламу.

Шепард Фейри действительно сделал настоящую профессиональную карьеру современного художника. Именно его пригласили поучаствовать в рекламной кампании будущего американского президента Барака Обамы. Как оказалось, методы стрит-арта идеально подходят для политической пропаганды. Стикеры с изображением сенатора Обамы и надписью «Hope» («надежда») были развешаны на улицах, сработав не хуже агитплакатов.

Вопреки этическим установкам стрит-арта Фейри стал сотрудничать с корпорациями. Ведь большинство современных стрит-артистов занимается как раз тем, что воюет с брендами. Но Фейри, сотрудничающий с Pepsi, Adidas и другими, уверяет, что работает только для тех, чья продукция не вызывает у него этического неприятия. Свою работу для корпорации он не считает чем-то постыдным. По его словам, для него существенен вопрос: станет ли он жертвой капитализма или будет использовать его в своих целях.

Случай Шепарда Фейри — пример самой успешной после Бэнкси карьеры уличного художника, история успеха которого широко известна. Но в отличие от Фейри у Бэнкси нет за спиной никакого «свечного заводика». Однако и поколению сорокалетних приходит на смену новая генерация уличных художников. Стрит-арт давно перестал быть простодушным искусством, весь пафос которого сводился лишь к само­утверждению. Новые уличные художники не просто заявляют о своем существовании, они еще и вмешиваются в городскую инфраструктуру, критикуют экономическую систему, указывают на социальные проблемы и практически по заветам авангардистов пытаются изменить мир. Стрит-арт все больше напоминает социальный активизм. Дети улиц во многом наследуют идее «социальной скульптуры» Йозефа Бойса, в соответствии с которой каждый человек является скульптором социального организма.

В эпоху постграффити значительно расширился арсенал художественных средств. Теперь уличные художники используют те же техники и жанры, что и обычные художники, выставляющиеся в галереях. Просто вместо белого куба они работают в городской среде. Однако большинство нелегалов все чаще успешно социализируются, начиная сотрудничать с галереями, выставляться в музеях, работать по заказу городских властей, что раньше было абсолютно немыслимо. Впрочем, продукция уличных художников, оказавшись в выставочных залах, теряет значительную часть своего обаяния. Сделав имя на уличных акциях, художники осваивают станковые формы, которые можно выставить и продать, и не считают это зазорным. Ведь новое поколение стрит-артистов гораздо профессиональнее, чем предыдущее, и чаще всего уличные художники имеют дипломы художественных вузов. Они более прагматично подходят к карьере — почти у всех есть сайты с полным портфолио и контактами. Но несмотря на регалии, за уличные акции их по-прежнему арестовывают. Этой авантюрной компоненте жизни ночных романтиков остались верны и художники эпохи постграффитизма.