Ирина Кулик

Государственный центр современного искусства 6 апреля – 2 мая 2010

Учрежденная Государственным центром современного искусства совместно с Министерством культуры «Инновация» позиционирует себя как премию цеховую — за достижения в новейшем искусстве. Номинантов выдвигает экспертный совет, а жюри приходится выбирать между хорошим и лучшим, и оно со стабильной непредсказуемостью выбирает хорошее. Список номинантов этого года звездный — на главный приз (250 тыс. руб.) претендовали Игорь Макаревич и Елена Елагина, Павел Пепперштейн, Николай Полисский, Сергей Братков и группа «Коллективные действия». Но выставка номинантов выглядела как бюрократический отчет. Многие проекты были представлены видеодокументацией. То, что VIII Красноярская музейная биеннале «Даль» и правда лучшее региональное событие, московские зрители могли принять только на веру. Лучшим кураторским проектом признали выставку «Кудымкор. Локомотив будущего» Екатерины Деготь и Леонида Тишкова, посвященную пермскому авангардисту двадцатых годов П.И. Субботину-Пермяку. Выставка была удачной, но только это не выставка современного искусства. Тем более что у нее были достойные конкуренты — например, ретроспектива Товарищества «Искусство или смерть».

Отличная инсталляция Саши Ауэрбах — огромный макет ЦДХ, выстроенный из советской мебели эпохи застоя, был показан только на видео. Экспозицию спас разве что перформанс победителей в молодежной номинации — петербуржцев Семена Мотолянца и Дмитрия Петухова «Фигурное катание на мыле». Оценить претендентов по фрагментам их произведений было трудно. Так вне стен венского Музея истории искусств изящная выставка In situ Макаревича — Елагиной выглядела просто набором старых работ (слава богу, устроившая эту выставку, а также сделавшая массу полезного для других художников Стелла Кесаева, глава фонда Stella Art Foundation, наконец-то была отмечена призом «За поддержку современного искусства»). Даже завоевавший Гран-при «Балаклавский кураж» Сергея Браткова — видео с лихо сигающими в воду парнями, без выстроенной под экраном инсталляции из опасных подводных железяк превращается в клип «Мумий Тролля», чьей песней озвучено видео. Меньше всего повезло группе «Коллективные действия», номинированной почему-то за книгу «Поездки за город», документацию акций (см. «Артхроника» №2, 2010), а не за сами акции. Понять, чем же занимались культовые концептуалисты, не могли ни публика, ни большинство жюри: в этом году четверо из семи его членов — иностранцы. Хранитель Департамента современного искусства Лувра Мари-Лор Бернадак, вручавшая лидеру «КД» Андрею Монастырскому приз в номинации «Искусствоведение, теория, критика» за книгу «Эстетические опыты», призналась, что русский она не знает, но ей понравилась обложка.

За пять лет своего существования «Инновация» так и не смогла, кажется, понять, для чего вообще она нужна. Ее выставки становятся все менее и менее информативными, выбор жюри кажется следствием загадочного внутреннего компромисса, а церемония (в этом году проходившая в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре») с видео­оформлением на уровне телезаставок канала «Культура» выглядела казенной и доморощенной одновременно. Даже присуждение почетного приза «За вклад» скончавшейся в этом году Ольге Лопуховой вызывало некоторую неловкость. Премию в этой категории уже четвертый раз подряд вручают только посмертно — так что кажется, что будь номинанты живы, никому и в голову не пришло бы отметить их выдающиеся заслуги.