Александра Новоженова

Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10, Москва 13 апреля – 30 мая 2010

Известный коллекционер древнерусской живописи Виктор Бондаренко собирает и  современное искусство, которое он решил показать публике в честь своего 60-летия. Коллекция его обширна и включает достаточно известных имен, но говорить об историческом срезе тут можно с оговоркой: это развернутая панорама определенного вкуса, и  ясно, что это не просто личные пристрастия коллекционера, а некий фундаментальный для данной местности вкус, артикулированный в этой подборке.

Волей-неволей оцениваешь экспозицию, собранную куратором Сергеем Поповым, оглядываясь на любовь коллекционера к иконе. И вправду, произведения подобраны иконические: уже на лестнице нас встречает скульптура-адорант, почтительно держащая в руках черный квадрат (Игорь Шелковский «Памятник Малевичу»). Она — как эпиграф, заявка об отношении к произведению как к сакральному объекту.

В череде залов работы собраны по темам. «Люди/Лица» (на холстах люди, некоторые с лицами), «Нагота/Одежда» (ню и не только), «Ландшафт/Предмет» (пейзажи и натюрморты), «Структура/Хаос» (абстракции любого сорта), «Война/Власть» (сюда упакована идеология), «Свет/Текст» (от Ильи Кабакова до Дмитрия Лиона), «История/Миф» (религиозное против соц-арта).

Казалось бы — попурри, на самом же деле все рифмуется точно и вовсе не благодаря тематическим соответствиям. Понимание целого приходит в разделе «Структура/Хаос», где собраны разнообразные беспредметности: тут и иературы шестидесятника Михаила Шварцмана (так он сам называл свои картины), и полотно поборника формализма Георгия Пузенкова, и звездочки Франциско Инфанте, и тонкие колористические переходы Игоря Вулоха, и среди прочего — деревянный хлеб Анатолия Осмоловского. Этот хлеб и связывает разномастные на первый взгляд абстракции — ауратизм, термин, придуманный художником, как нельзя лучше объясняет принцип собирателя, имеющий корни в увлечении иконой.

Виктор Бондаренко, кажется, собирает все, что светится, в прямом и переносном смысле. Все, что ауратично либо эмблематично. Потому тут и соседствуют Олег Доу и «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)» Леонида Сокова, символ соц-арта и икона фотошопа. Поэтому мы видим сусальное золото Алексея Беляева-Гинтовта рядом с ироничными планшетками Бориса Орлова. Поэтому в разделе натюрморта преобладает метафизика с Владимиром Немухиным и Дмитрием Краснопевцевым во главе. Поэтому лайтбокс саркастичного «Синего супа» рядом с голубым окошком Ивана Чуйкова лучится подозрительно одухотворенно.

Колористической доминантой выставки является голубой: он преобладает в разделе ню, его много в пейзажах и натюрмортах. Но времена символизма и «Голубой розы» миновали. Цветом бестелесности и возвышенности часто прикрывают фикцию. Искусство тут подобрано так, что представляется непрерывным путешествием по горным вершинам, продолжением традиции духовной живописи. В этом не было бы ничего дурного, если бы  местами не прорывался китч, как, например, в религиозном разделе, куда попали протеже Виктора Бондаренко — Константин Худяков, автор гиперреалистических цифровых работ на библейские темы, вместе с Гором Чахалом, распятием Эрнста Неизвестного, Голгофой Натальи Нестеровой. Специфика оптики собирателя привела к парадоксальному результату: стало ясно, что не все то фаворский свет, что блестит.