Елена Федотова

Арт-центр «Ветошный», Москва 2–4 апреля 2010

Новый арт-центр «Ветошный» во время выставки Hybrid art превратился в футуристическую лабораторию. Казалось, что пройдя через металлоискатели, как через машину времени, сразу попадаешь в будущее. Выставка, развернувшаяся в темных арочных залах старого здания, напоминает мастерскую какого-нибудь сумасшедшего гения, проводящего высокотехнологичные эксперименты. Первое, что видит зритель, заставляет думать, что здесь проводят опыты на живых людях. Подвешенные в пластиковых пакетах представители Homo sapiens упакованы подобно замороженным продуктам в супермаркете. С жизнью они связаны с помощью специально проведенных трубок, обеспечивающих изможденные тела воздухом. Эти произведения Лоуренса Мальстафа, который поместил среди экспонатов и себя, наглядно демонстрируют, как себя чувствуют жители современных мегаполисов. Ни дать ни взять  — мученики цивилизации. Отойдя от шока, зритель наталкивается на более спокойный объект, который ассоциируется не с чем иным, как с матрицей. Футуристическое дерево из «экологически чутких тканей», как написано в  пресс-релизе, переливается космическим голубым светом, реагируя на движения людей. Somumbra придумали в дизайнерском бюро Loop.pН, работающем на грани искусства и  высоких технологий. Физиков-лириков из Лондона вдохновило зонтичное дерево, растущее в Африке, которое дает укрытие от солнца днем и от холода ночью. Как произведение искусства это электронное древо жизни показывали даже на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На московской выставке повышенное внимание зрителей вызвало пианино будущего — Sonikolumn, которое придумал корейский художник Чин-Йо Мок. Пианино не только позволяет извлекать звуки, подобные музыке фантастических фильмов, но и создает световые сонаты. Посетители, облепившие пианино, напоминали школьников, в несколько рук наяривающих собачий вальс. Впервые светозвуковой инструмент показали на выставке Rizome в  Новом музее Нью-Йорка. Хедлайнером выставки стал знаменитый японский художник Риочи Курокава с видеоинсталляцией «5 горизонтов», состоящей из пяти экранов. Тут уж было не до спокойного просмотра. Курокава — электронный Марк Пекарский: его высокотехнологичная музыка сфер оглушает. Зрителя сначала убаюкивают мирными картинками и тишиной, а  как только на экранах появляются линии и фракталы, раздаются звуки, подобные тяжелой артиллерии, и барабанные перепонки готовы лопнуть.

И все-таки главными объектами выставки стали новенькие Lexus’ы, которые демонстрировались отдельно от остальных экспонатов. Lexus и стал машиной времени, которая перевезла в Москву искусство будущего. Компания выступила спонсором выставки. Возможно, этим объясняется, что вернисаж побил рекорды по количеству медийных персонажей, набежавших посмотреть на чудо чудное, диво дивное — заморское наноискусство. Но самыми благодарными зрителями стали московские хипстеры. Главные потребители высоких технологий и есть настоящие сверхчеловеки нашего времени, которые без труда воспринимают новое искусство. Остальным же оставалось либо чувствовать себя безнадежно устаревшими, либо пытаться понять и полюбить арт в высокотехнологичной оболочке. К сожалению, соседство с произведением искусства автопрома сыграло злую шутку с произведениями нового медиа-арта, прошедшего ОТК в музеях мира и на международных медиафестивалях. Их можно было воспринимать только как высокотехнологичные кунштюки.