Евгения Гершкович, «Мезонин»

В Музей Магритта, открывшийся полгода назад в Брюсселе, стоят длинные очереди. Причины успеха кроются в бельгийской ревности, французской щедрости и туристической всеядности.

Первое впечатление: группа детей — самому старшему едва ли исполнилось пять, — организованно запускаемая в музей. На экспозиции, это я специально проверила, деловитая воспитательница не стала просвещать малышей относительно нюансов фрейдизма и сюрреализма, а посадила их кружком под картину и предложила им рассказать, что они видят: яблоко, трубку или птицу в клетке. И никакого назидания. В конце концов это их первая встреча с ниспровергателем основ, маскировавшимся под мелкого буржуа. Думается, Магритт должен быть очень интересен детям. Ведь его искусство, чей предмет, в сущности, противоречие и абсурд, подрывает привычку принимать мир как рутинное явление. Оно в этом смысле столь же увлекательно, как, например, сказки Льюиса Кэрролла. И действительно, «что общего между вороном и письменным столом»? И какая связь между Гегелем, раскрытым зонтом и стоящим на зонте сосудом с водой?

ЭНЕРГИЯ БЕЛЬГИЙЦЕВ +ЭНЕРГИЯ ФРАНЦУЗОВ
У бельгийцев не принято кичиться славой земляков, коих список наберется немалый — все без исключения Брейгели, Йорданс, Ван Дейк, да хотя бы Эрже, автор знаменитых комиксов. Но случай Рене Магритта (1898–1967), по-видимому, особый, ведь неспроста же устройством его персонального музея страна занималась с такой поразительной энергией и страстью. Не исключено, что идея бельгийцев таким образом увековечить память одного из самых «раскрученных» своих художников, сделать must see для туриста вызвана известной ревностью к массовым паломничествам в музеи Винсента Ван Гога в Амстердаме, Пауля Клее в Берне и Сальвадора Дали в Фигерасе.

Создание музея инициировали, разумеется, сами бельгийцы, но значительную долю бюджета, €6,5 млн, выделили соседи-французы, крупнейшая энергетическая компания Европы GDF Suez. Федеральный фонд охраны архитектурного наследия подкинул в дело еще €1 млн.

Такой суммой едва ли можно было обойтись, и уж за восемь месяцев точно не управились бы, если б государство замахнулось на возведение какой-нибудь экстравагантной формы от заезжего архитектора. Кроме того, по-видимому, создатели музея учли, что здание они ищут для экспозиции художника, настойчиво заявлявшего о своем намерении никак не выделяться из толпы, оставаться просто человеком в котелке. В осуществлении этой жизнестроительной концепции Магритт, как известно, доходил до крайней эксцентричности.

НАШЛОСЬ МЕСТО В ГОСТИНИЦЕ
На Королевской площади Брюсселя выбрали здание гостиницы Altenloh, возведенное в XIX веке Альфонсом Балатом. Неоклассическая постройка напротив конного изваяния грозящего сарацинам Готфрида Буйонского, примыкает к Музею изящных искусств.

Создатели музея учли, что здание они ищут для экспозиции художника, настойчиво заявлявшего о своем намерении никак не выделяться из толпы, оставаться просто человеком в котелке

Монтаж брезентового холста с изображением знаменитого «Владычества света» ознаменовал начало работ по превращению отеля в современный музей. Полотнище с магриттовским домиком, светящимися окнами в тени деревьев, зажженным фонарем и светлым дневным небом на время ремонта прикрыло фасад целиком. Пока шла стройка, по железной дороге, связавшей Брюссель, Амстердам, Париж и Кельн, курсировал скоростной агитпоезд компании Thalys. Обтекаемые формы вагонов украсили летящими по ярко-синему небу голубями-облаками с картины Магритта «Возвращение». Страна буквально замерла в ожидании. И вот наконец-то 2 июня 2009 года музей принял первых посетителей. Одна из крупнейших в мире коллекций произведений уроженца городка Лессин расположилась на площади в 2,5 тысячи квадратных метров. Ее составили работы, завещанные вдовой художника, Жоржеттой, вдовой друга Магритта, поэта Луи Скютенера, Ирэн Скютенер-Амур, а также вещи, приобретенные на частные пожертвования. Всего 250 единиц хранения. Кроме того, в рамках сотрудничества Фонда Магритта с Фондом Менил из Хьюстона (именно оттуда двенадцать лет назад в Россию привозили большую выставку Магритта) до конца года в Брюсселе гостят два полотна — «Комната для прослушивания» 1952 года и «Телескоп» 1963 года. Подобная гастрольная практика, весьма оживляющая музейные будни, как обещано, будет продолжена. Но кураторами и без этого сделано все возможное, чтобы в Musee Magritte Museum публика не скучала. Экспозиция, которую Мишель Драге, директор Королевского музея изящных искусств Бельгии, назвал «соображением на тему биографии», оснащена самыми передовыми мультимедиа. Но осваивать язык живописи Магритта и вникать в глубины его психологии зрителю все равно предлагают в залах, организованных по тематико-хронологическому принципу. Осмотр начинается с третьего этажа, с ранних, до 1930 года, работ художника, написанных еще под заметным влиянием Джорджо де Кирико. Тогда Магритт вынужден был подрабатывать, рисуя орнаменты для обоев и рекламные афиши. Аромат времени ар-деко передан джазовыми ритмами, доносящимися из скрытых динамиков. Наряду с картинами и эскизами в экспозиции представлены книги, архивные документы, фотографии друзей и близких «магического реалиста»: Камиля Гуманса, Поля Нуже и, конечно, Жоржетты Берже, свадьба с которой состоялась в 1922 году. На втором этаже показывают работы Магритта 1930–1950-х годов, того периода, когда он уже добился признания. Его стиль становится нарочито прямолинейным, а образы по плакатному зримыми. На первом этаже музея, помимо работ, выполненных в 1960-е годы, также постоянно демонстрируют любительские фильмы, снятые Магриттом и его друзьями, а заодно и те киноленты, в особенности детективы Луи Фейада, которые художник любил.

ЯЩИК БЕЗ ОКОН
Дизайнер экспозиции Уинстон Спред признается, что источником вдохновения стал брюссельский дом Магриттов на рю де Мимоз, который ему посчастливилось посетить еще при жизни Жоржетты. Спреда покорил контраст, возникающий при сопоставлении работ художника, висевших на стенах, с элегантным сдержанным декором комнат. Именно такой эффект ему захотелось передать в интерьерах музея. Для этой цели он применил так называемый метод «второй кожи»: экспозицию поместил в темно-синий «ящик» без окон, чем максимально нейтрализовал естественный свет; люфт, образованный между «ящиком» и внешними стенами, был превращен в техническое пространство. Экспонаты освещены точечными светодиодами с низким потреблением энергии. Днем прохожие могут и не заметить, что изнутри окна музея загорожены. Но когда темнеет, Королевская площадь Брюсселя погружается в мир полотен Магритта, в мир его призрачных мечтаний: в окнах музея включаются специальные экраны, и по ним плывут прозрачные облака. Потребление электроэнергии контролирует дружественная GDF Suez.

Когда темнеет, Королевская площадь Брюсселя погружается в мир полотен Магритта, в мир его призрачных мечтаний: в окнах музея включаются специальные экраны, и по ним плывут прозрачные облака

В будущем году музей планирует открыть программу временных выставок художников, близких Магритту по духу: Хуана Миро, Андре Бретона, Сальвадора Дали. Но и без того уже сегодня у входа стоят очереди, билеты бронируются через сайт, а туристы с рулонами постера «Интерпретации снов» на улицах Брюсселя встречаются так же часто, как на набережных Амстердама, например, люди в майках с репродукциями вангоговских «Подсолнухов».