Григорий Клин

Двенадцатого апреля, в День космонавтики, который в этом году будет отмечаться с особой помпезностью, поскольку речь идет о 50-летнем юбилее полета Юрия Гагарина, нью-йоркское отделение Sotheby’s проведет распродажу реликвий советской космонавтики. Топ-лотом станет дубликат «гагаринской» капсулы-спутника «Востока 3КА-3» — аппарат «Восток 3КА-2», за три недели до исторического запуска совершивший испытательный полет с манекеном пилота «Иваном Ивановичем» и собакой Звездочкой на борту. Двухметровая в диаметре сфера, овеянная историей, но с выпотрошенной технической начинкой, предварительно оценена в диапазоне $2–10 млн.

На такие высотные эстимейты советские космические реликвии еще не забирались. Нашим космосом Sotheby’s торгует почти 20 лет. Первая и самая широкая распродажа произошла в декабре 1993 года, когда в Нью-Йорке с молотка ушло 226 лотов, принесших в итоге устроителям $6,82 млн. Вывезти все это добро из распавшегося СССР не составляло труда для аукционного дома — контрольные службы дремали. Личные вещи космонавтов сдавали их домашние, космическое оборудование — полуразвалившиеся КБ.

На нью-йоркские торги были выставлены черновик служебной инструкции Ю. Гагарину с его автографом ($74 тыс.), военная форма первого космонавта ($34 тыс.), его тренировочный скафандр ($112,5 тыс.), дневник космонавта Константина Феоктистова с вкладышем-автографом Гагарина ($354 тыс.), вилка и консервный нож Германа Титова, которыми он пользовался в полете ($7 тыс.), логарифмическая линейка главного конструктора Сергея Королева ($24 тыс.), скафандр Алексея Леонова, в котором он тренировался перед выходом в космос из корабля «Восход-2» в 1965 году ($255,5 тыс.), пробы лунного грунта, доставленные АМС «Луна-16» ($442,5 тыс.).

Торги прошли не без курьезов. Как бы заочно были приобретены «Луноход-1» вместе с посадочной ступенью станции «Луна-17» ($68,5 тыс.) и гитара космонавта Александра Лавейкина ($13 тыс.): первый лот и поныне находится на Луне, а второй на тот момент обращался вокруг Земли на орбитальном комплексе «Мир», пока его вместе со станцией не спустили и не затопили в 2001 году в Тихом океане.

Самым дорогим лотом торгов стала капсула «Союза ТМ-10», в которой 10 декабря 1990 года со станции «Мир» спустились на Землю Геннадий Манаков, Геннадий Стрекалов и японский журналист Тахиро Акияма (на окончательную цену в $1,65 млн, вероятно, повлияло то, что на капсуле остались автографы космонавтов). Тогда же впервые на торгах мелькнул и пресловутый «Иван Иванович», доставшийся за $190 тыс. миллиардеру Россу Перо. Тот его потом передал в Смитсоновский национальный авиакосмический музей.

Второй космический аукцион Sotheby’s прошел в 1996 году как-то глухо. Свидетельства о нем противоречивы: одни утверждают, что уже там капсула «Восток 3КА-2» предлагалась за $800 тыс., но поскольку больше $500 тыс. за нее никто не давал, лот сняли с торгов, другие ничего этого не помнят.

В 2008 году Sotheby’s попытался провести аукцион «космических документов». Однако топ-лоты торгов — копия трехстраничного машинописного отчета первого космонавта о полете корабля «Восток», написанного через трое суток после приземления, и страничка текста выступления Гагарина перед Госкомиссией, предлагавшиеся за $500–700 тыс. и $200–300 тыс. соответственно, интереса у публики не вызвали. Памятные листки остались в коллекции все того же Росса Перо, приобретшего их все на аукционе 1993 года.

Возможно, что планируемый очередной запуск на торги одной из главных космических реликвий — капсулы «Восток 3КА-2» — будет вполне удачным. В качестве подъемных ему — грядущие «гагаринские» торжества. Так или иначе за ходом торгов будет присматривать старый знакомый — «Иван Иванович», одолженный для предаукционной выставки у Смитсоновского музея.