Евгения Гершкович («Мезонин»)

Ураганоустойчивое здание Музея Дали, построенное архитектором-модернистом Яном Веймутом, появилось на карте курортного города Сент-Питерсбург в штате Флорида. Ленточка перед входом была разрезана 11 января 2011 года в 11 часов 11 минут.

что такое, по сути дела, Сент-Питерсбург, который местные величают Сент-Питом? Городок в американской Флориде, округ Пинелас, чье население большей частью промышляет торговлей рыбой. И пусть даже тут находится отделение Университета Южной Флориды, а у пирса припаркована копия корабля Bounty, фигурировавшего в фильме с Марлоном Брандо, Сент-Питерсбургу, основанному, кстати, нашим соотечественником Петром Дементьевым, на роду написано оставаться несуетным курортом под пальмами.

К счастью, глобализация выдала беспроигрышный рецепт приманки туристов, преимущества которого с успехом опробовали на себе Бильбао, Мец, Вайль-на-Рейне. Кто бы помнил перечисленные точки на карте, не стань они своего рода культурными форпостами, гарантированными wow-фактором архитектуры. Если здание еще строит стархитектор, оно автоматически вносится в туристический список the must. Возможны и более широкие последствия: объект культуры становится «градообразующим предприятием». Поскольку сюрреалист Дали давно уже превратился в поп-фигуру, успех был стопроцентно гарантирован. Аргументом в пользу строительства нового здания стала и разросшаяся коллекция, которой в старом Музее Дали, открытом почти тридцать лет назад, уже не хватало места. Объект расположился на живописной набережной залива Тампа и вместил в себя самую большую за пределами Испании коллекцию произведений художника: 96 полотен, больше сотни акварелей и рисунков, скульптуры, объекты — всего 2140 творений мастера. Прежде все эти шедевры, а в их числе полотна «Кадакес» (1923), «Девушка из Ампурдана» (1926), «Обыкновенный бюрократ» (1930), «Паранойя» (1935–1936), «Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека» (1943), «Распад постоянства памяти» (1952–1954), «Галлюциногенный тореро» (1968–1970), «Портрет смотрящей на море Галы, который с расстояния 20 метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976) и др., теснились в одно­этажном доме. Столь значительным собранием испанца Америка обладает благодаря стараниям промышленника из штата Огайо Рейнольдса Морзе и его супруги Элеаноры Риз. В 1942 году, сразу после своей свадьбы, они оказались в Кливлендском художественном музее на ретроспективной выставке Дали. Через год Морзы начали приобретать полотна великого сумасброда и познакомились с ним самим. Он, как известно, как раз в 1940-е годы перебрался с Галой в Америку. Постепенно Рейнольдс и Элеанора становятся обладателями представительной коллекции работ полюбившегося художника, Дали же в лице Морзов находит надежных покровителей. В 1980 году владельцы начинают подыскивать помещение для разросшейся коллекции. Они разместили объявление в Wall Street Journal, на которое откликается Джим Мартин, юрист из Флориды. 10 марта 1982 года в центральной части города Сент-Питерсбурга был открыт музей. Через 28 лет на том же месте здание площадью 68 тыс. кв. футов и высотой 75 футов проектирует знаменитый модернист Ян Веймут. Архитектор обладал богатым опытом в музеестроительстве. Он автор проектов зданий Музея Джона и Мабл Рейнглингов в Сарасоте, Художественного музея Патрисии и Филиппа Фростов в Майами, нового крыла Музея изящ­ных искусств в Сент-Питерсбурге.

Кроме того, Веймут сотрудничал с Йо Мин Пей в проектах восточного крыла Национальной галереи искусств в Вашингтоне и Гранд Лувра в Париже. В основу авторской концепции нового музейного здания заложены знаменитая фраза Дали «Сюрреализм — это я!» и другие причуды испанского эксцентрика. Помимо прочего, перед Яном Веймутом стояла практическая задача — предусмотреть защиту здания от ураганов и ветровых нагрузок, которые весьма актуальны во Флориде. «Это настоящая крепость» — описывает свое творение архитектор. «Сундук» из монолитного железобетона (толщина 45 см) заслоняет прозрачную структуру, сложенную из 1062 уникальных трехмерных панелей из стекла Enigma (кстати, так же называется картина Дали 1929 года). Прозрачная конструкция (хрупкая на вид, но способная сопротивляться нагрузке урагана третьей категории) представляет собой атриум, щедро снабжающий помещение музея естественным светом. Веймут намекает на так называемый геодезический купол, представляющий собой полусферу, собранную из тетраэдров. Его в 1947 году разработал Ричард Фуллер, американский инженер и, кстати, большой друг Сальвадора Дали.

Работы Дали размещены на втором и третьем этажах, на 10 метров выше гипотетической штормовой волны. На кровле здания, крытой 30-сантиметровым слоем бетона, установлены два типа солнечных коллекторов, участвующих в работе системы кондиционирования. Стеклянный атриум насквозь пронзает мощная винтовая лестница из бетона с деталями из нержавейки, позволяющая посетителям подниматься с первого этажа на третий. Любой знаток творчества Дали, разумеется, считает в этой энергичной форме не столько модель ленты ДНК, сколько намек на увлечение художника спиралевидными конфигурациями. Строительство музея заняло два года и обошлось казне в $30 млн. Эксперты полагают, что музей ежегодно будут посещать не менее 200 тыс. человек. При цене билета в $21 строительство должно окупиться менее чем за девять лет. Но, вероятно, это произойдет гораздо раньше.