Григорий Клин

В Центральном доме художника проходит выставка номинантов премии Кандинского, самой крупной национальной премии в области современного искусства. В экспозиции участников лонг-листа 2010 года нельзя не заметить некоторые изменения: стало меньше «консервов», то есть тех, кто из года в год осаждал ПК в ожидании, что их откроют; ощутимее присутствие молодых и пока малоизвестных художников, причем во всех номинациях. Все они оказались экспонентами своего рода временного музея современного искусства, в который бывший член жюри премии, экспозиционер Андрей Ерофеев превратил 3-й этаж ЦДХ, разделивший выставку на тематические блоки и покрасивший ее во все цвета радуги.

Вероятно, для простоты зрительского восприятия или для удобства ориентации членов жюри в лонг-листе претендентов Андрей Ерофеев обошелся с экспозицией, как с diary или с телефонной книгой: работы 44 номинантов распределены по семи тематическим разделам-блокам, окрашенным в разные цвета спектра. Возможно, эта колористика — дань великим мастерам авангарда, в большей степени Казимиру Малевичу и Александру Родченко, в меньшей — Василию Кандинскому.

Впрочем, листать этот «ежедневник» бывает что и удобно. К примеру, акрилово-желтый стенд «Протестного искусства» уже издали, как цвет светофора «Внимание!», предупреждает о встрече с «Пролетарским концептуализмом» «Синих носов» и с сериями зарисовок Виктории Ломаско и Антона Николаева из зала Таганского суда. Блок ветеранов-пересмешников из главной номинации и остроумных молодых карикатуристов из «Медиа-арта», вероятно, имеет для экспозиционера особый смысл. А то, что от протеста до галлюцинаций всего один шаг, демонстрируют картоны из озорной серии художника «молодежной номинации» Григория Ющенко «Волшебная психоделическая милиция». Помещенная на такую же желтую подложку серия естественным образом смотрит на обширный раздел «Психоделического реализма», в котором вполне обоснованно находятся проект производства синтетических алмазов из усопших ветерана ленинградского «некрореализма» Владимира Кустова (впрочем, эта его «Кристаллизация» выглядит вполне респектабельно, как витрина ювелирного бутика), рисунки а-ля Дюбюффе на наждачной бумаге Антона Литвина, незавершенные, вероятно, по причине артистической психодрамы, панно-вышивки молодой Татьяны Ахметгалиевой и бедлам-инсталляция «Колумбарий» тоже молодых, мало кому —> известных художников-архитекторов Андрея Кулешова и Михаила Иванова.

Вообще по количеству участников раздел «Психоделики» уступает лишь «Пластической экспрессии» и «Диалогу с музеем». Впрочем, некоторых из блока «экспрессии» можно было бы перевести в палату «Психоделики». В ней, скажем, выглядели бы вполне органично гигантские космические споры, привидевшиеся Дмитрию Каварге (на самом деле проект его science-art «Волос Кулика»), и вещающий металлический куб Андрея Кузькина («Один, или Тайная жизнь»).

Однако большая часть художников, по мнению экспозиционера, все же стремится именно в музей. Одни, как группа АЕС+Ф и Рауф Мамедов, уже давно, другие, как группа Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), — сравнительно недавно. АЕС+Ф вышли в лонг-лист с видео и цифровыми коллажами «Пир Тримальхиона», Рауф Мамедов — с фотополиптихом «Молчание Марии».

Recycle могли рассчитывать на особое зрительское внимание, поскольку подготовили своего рода законченный парамузейный ансамбль — с мусорными баками в виде римских саркофагов, муляжами микеланджеловских «рабов» из строительной сетки и витражами из комиксов. От стройматериалов к «Жилищу» (так называется раздел) — вполне логичный ход. Впрочем, с жильем, как известно, у нас всегдашние проблемы. О том, где иным придется жить, не без доли черного юмора размышляет архитектор Александр Бродский, чья инсталляция с трехъярусными нарами, развевающимися занавесками и дребезжащими ложками в подстаканниках кому-то навеет мысли о дальней дороге (проект так и называется — «Дорога»), а кому-то — о казенном доме.

Концептуализм, как видно, постепенно уходит в прошлое: художников этого направления в экспозиции меньше всего. Видимо, чтобы подогреть к нему интерес, экспозиционер выкрасил этот малонаселенный раздел в ярко-апельсиновый цвет. На вернисаже ветеран московского концептуализма Никита Алексеев устроил действо с разрезанием длинного свитка рисунков со своим curriculum vitae и одаривал публику нарезкой. Не подкупа ради, а перформанса для.