Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации.
Адольф Гитлер

Абстракцисты, пидарасы!
Никита Хрущев

 

Шалва Бреус, председатель Попечительского совета премии Кандинского, издатель «Артхроники»

Почему именно «пидарасы»? Что за маниакальное желание стерилизовать модернистов? Нет ли за этим более глубoких и сложных мотивов, нежели желание отстроить художников по своему эстетическому разумению?

Никитой Сергеевичем двигал страх перед идеологическим бунтом, но главной причиной скандала в Манеже могло быть стремление во что бы то ни стало сохранить животную, сексуальную монополию власти

Инстинкт альфа-сам­цов, скрытая в глубинах подсознания потребность в сексуальном доминировании заставляют политических лидеров в борьбе с оппонентами неосознанно использовать именно такой лексикон. И тогда все становится понятно. Ведь Никита Сергеевич не обзывал участников выставки в Манеже бездарями, предателями или идиотами. Хотя мог бы. Обращаясь к деятелям искусства, он выбрал иное, не характерное для политической среды слово. Главное его значение — лицо нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако есть еще один смысл — неполноценность, ущербность репродуктивной системы. Именно это имел в виду Никита Сергеевич, бросая обвинение в лицо новоявленной художественной фронде. Тем самым публично поставив под сомнение ее способность к лидерству. Немаловажно, что все, подвергшиеся атаке, — Неизвестный, Вознесенский, Аксенов — были молодыми, гетеросексуально активными людьми. Значительно моложе Хрущева. Это, по-видимому, усиливало скрытый страх генсека перед ними, как потенциальными конкурентами, и еще больше обостряло скрытый конфликт. Если в области сознательного Никитой Сергеевичем двигал страх перед идеологическим бунтом, то главной подсознательной причиной скандала в Манеже и последовавшего разгрома во Дворце Советов могло быть стремление во что бы то ни стало сохранить животную, сексуальную монополию власти. Например, цензуру как парафразу средневекового права «первой ночи». Где невесту заменяет новое произведение искусства. Любая художественная выставка, фильм, спектакль или книга сперва на один раз отдается власти. (Вспомним сталинские ночные просмотры новых отечественных и трофейных фильмов.) И лишь после того, как она удовлетворит свой эстетический зуд, невесту в белоснежной фате, символизирующей чистоту и невинность, открывают для широкого доступа. Либо надолго запирают в сундуке Карабаса-Барабаса.

У животных сражения за место вожака или брачные битвы, как правило, не заканчиваются смертельным исходом или серьезными увечьями. Срабатывает механизм защиты вида. Именно так действовал и Хрущев. Подавив железной рукой всякую конкуренцию и подсознательно утвердив свою роль первого альфа-самца художественного мира СССР, он успокоился и, движимый уже коллективным бессознательным, не стал добивать самцов-соперников. Именно с этой бессознательной необходимостью заботиться о сохранении вида связан знаменитый эпизод на встрече с интеллигенцией в Кремле, когда он после публичной выволочки, устроенной деятелям культуры, неожиданно для всех протянул руку Андрею Вознесенскому и Василию Аксенову и произнес знаменитое: «Я протягиваю вам руку».

Показателен эпизод с тогда еще будущим президентом Ельциным во время его визита в США. Выйдя из самолета, он на глазах встречающих его американских чиновников демонстративно помочился у шасси самолета. То, что он сделал это в состоянии сильного алкогольного опьянения, то есть в состоянии подавленного рационального сознания, подтверждает сложные подсознательные механизмы этого только на первый взгляд хулиганского поступка. Записным критикам Ельцина невдомек, что он с первого шага на чужой земле стал метить территорию. Поправ в такой вызывающей форме нормы буржуазной морали, он продемонстрировал собственную силу и независимость. Неудивительно, что американцы признали его за альфа-самца и с этого дня последовательно его поддерживали.

Известная сцена, когда Путин в мастерской Глазунова обратил внимание на то, что меч у Александра Невского коротковат, также несет в себе глубокий смысл. Для художника Глазунова меч есть всего лишь меч, и его длина — вопрос второстепенный. Но что простительно легкомысленному служителю муз, непростительно опытному политику. Закаленные в боях государственные деятели знают — коротким мечом не завоюешь уважение мужской части населения и обожание женской, с ним не станешь вожаком.

Повышенное внимание к размерам амуниции таит опасность для окружающих, скрывает подсознательные бездны, от которых захватывает дух. Николай Мартынов, убийца Лермонтова, щеголял по мирному Пятигорску, увешанный огромными, не по росту и бранным заслугам, кинжалами. Именно шутка, вызванная этими злополучными кинжалами, — Montagnard au grand poignard — и стала причиной роковой дуэли.

Крохотный меч Александра Невского на картине Глазунова явно противоречит историческому масштабу легендарной личности. Уверен, меч Александра Невского должен быть огромным, таким, чтобы простой человек никак не мог эффективно им пользоваться. При этом ясно, что меч — всего лишь символ. Но его символическое значение нельзя недооценивать. Оно может быть выражено следующей формулой: чем мельче политик, тем меньше у него меч. Чем политик крупнее, тем меч больше. У настоящих вождей меч всегда гигантских размеров, каким бы внешне маленьким он ни казался.

И всех художников, которые своим так называемым творчеством ставят эту истину под сомнение, будут время от времени обзывать «пидарасами» и пытаться стерилизовать.