ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА. КНИГА ПЕРВАЯ (А–И)
М., издательство «Сканрус», 2009. С. 490

Михаил Боде

Выпустив первую книгу «Жи­во­­пись первой половины XX века», составители сводного каталога собрания ГТГ ступили если не на целину, то на давно непаханые земли. Хотя основной, классический фонд галереи хорошо изучен. В 1984 году был выпущен качественный «Каталог живописи XVIII – начала XX века (до 1917 года)». В постсоветское время стал выходить Сводный каталог собрания, в котором на сегодняшний день 13 томов: от древнерусского искусства до живописи конца XIX – начала XX века.

А вот век XX как накрыл в 1953 году каталог «Советская живопись (1917–1952)», так он и оставался единственным справочником по новейшей части галереи. Конечно же, при конструировании этой информационной крыши учитывались тогдашние идеологические веяния и осадки. Со временем в ней становились заметными дыры и щели, да и качество строительного материала вызывало, мягко говоря, сомнения.

Постепенно, с конца 1950-х годов благодаря вольным или вынужденным дарам коллекционеров (в первую очередь, конечно, Г.Д. Костаки), художников-модернистов и их наследников (к примеру, баснословный дар наследницы Ларионова и Гончаровой), закупкам с выставок пространство живописи XX века в Третьяковке выросло в несколько раз. Как его теперь наименовать: «Живопись советского периода» или, включая сюда эмигрантов (что и делается) и исключая художников из союзных республик (что не получается), «Русская живопись советского времени» — сказать трудно. В любом случае это никак не прежняя «Советская живопись». Впрочем, над дефинициями предстоит ломать голову не каталогизаторам, а тем, кто будет заново писать историю русского искусства.

Свежевышедший каталог назван нейтрально: в его титрах обозначены техника и временной период. Вероятно, только такой подход сейчас и уместен, ибо политкорректен. Иначе практически невозможно представить себе под одной обложкой Ларионова с некими Мгером Абегяном, Петросом Байбуртяном или Абдуллой Ашуровым.

Впрочем, даже простое построение всех живописцев по алфавиту (в данном случае от «А» до «И») и инвентаризация их произведений по годам, конечно, имеет практический резон. По крайней мере так для начала можно разобраться с разросшимся живописным хозяйством, выявить, где в коллекции пусто, а где густо. Заметны мели: по одной картине у Александра Богомазова, Елены Гуро, Владимира Бехтеева, по две — у Владимира Бурлюка и Виктора Барта. Разумеется, кондовое соцреалистическое наследие представлено во всей полноте — от Исаака Бродского и Александра Герасимова до Василия Ефанова и Бориса Иогансона.

Каталогом в каталоге можно назвать объемный раздел, посвященный Наталье Гончаровой. В нем опубликовано, описано и снабжено примечаниями 411 произведений художницы: от ранних постимпрессионистических и футуристических до поздних неоклассических и абстрактных работ. Большая часть «неизвестной» Гончаровой — 390 произведений — было получено в 1988 году от Александры Ларионовой-Томилиной. Понятно, что обработка такого обильного материала, которой долгие годы занимались Ирина Вакар, другие сотрудники галереи, а также профессор Глеб Поспелов, — настоящая искусствоведческая пахота. Вероятно, на такой же фундированный труд можно рассчитывать, когда выйдет вторая книга каталога, где будет Михаил Ларионов.

Конечно, для каталогов, подобных нынешнему, актуальность не важна. Тем не менее первый том его появился, как говорят французы, au moment opportun, то есть в подходящий момент — почти к открытию юбилейной выставки Александра Дейнеки. Те, кто не смог приобрести роскошный каталог известного остовца, а удовольствовался рецензируемым изданием, мало что потеряли. Под литерой «Д» среди 38 работ можно обнаружить не только хиты Дейнеки, но и его живописные курьезы и капризы типа «Боя амазонок» и «Запорожцев», публикация которых составляла одну из интриг ретроспективы. А потому невозможно сказать, что ГТГ не учитывает веяний времени.