ПРОДАНО! ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ
обличительный документальный триллер о круговой поруке между художником, галеристом, коллекционером, музеем и аукционом

Елена Федотова

Книга Пирошки Досси написана в жанре «скандалы, интриги, расследования». Неудивительно, что книга идет под маркой бестселлера: читать ее – чистое наслаждение, особенно для тех, кто и сам не дурак покопаться в изъянах арт-системы. Мир современного искусства превращается в этом пламенном памфлете в мафиозный клан, отношения в котором построены на алчности, спекуляции и личных связях. Не зря в оригинале книга называется Hype! Kunst and Gelt, а слово Hype переводится как «обман, мошенничество или очковтирательство». Человек, не сведущий в искусстве, обнаружит, как пропах деньгами мир, который ему представлялся если и не оазисом прекрасного, то по крайней мере миром альтернативы пошлой массовой культуре. А сведущий узнает жареные факты, кто кому муж, брат и сват, как один известный галерист переманил одного известного художника и за какие деньги, кто купил дешево, а продал втридорога, и еще много полезной информации.

Самое большое достоинство книги в том, что Пирошка называет все имена и цифры, без этого книга была бы набором прописных истин. Откуда она берет абсолютно закрытую информацию, не объясняет. Гипотетически она может ею обладать: муж Пирошки – довольно известный немецкий художник Уго Досси, а сама она работала арт-консультантом в международной корпорации, название которой нигде не упоминается. В любом случае проверить все эти данные вряд ли удастся.

Впрочем, Пирошка Досси не просто обличает – она действительно раскрывает круговую поруку в схеме художник – галерист – музей – коллекционер – аукцион. Но главное, что следует из книги, – что современное искусство немыслимо подорожало, потому что стало объектом спекуляции, попав в круг интересов хедж-фондов, то есть закрытых инвестиционных фондов. Пирошка Досси приводит факты, из которых следует, что с тех пор, как современное искусство стали коллекционировать менеджеры хедж-фондов, они сделали современное искусство частью своей спекулятивной игры, привнеся в него те же правила, что и на фондовых рынках. Именно они начали делать сверхкрупные инвестиции в художников, подхлестывать цены, чтобы затем выгодно перепродать. К недостаткам книги можно отнести то, что она написана в основном о топовых именах арт-рынка – мир искусства все же значительно шире. Впрочем, нам лишь остается взирать на весь этот джаз издалека, потому как реально функционирующего рынка современного искусства в России пока так и не появилось.