Анна Арутюнова

После кризиса многим пришлось пустить с молотка свои корпоративные собрания, чтобы расплатиться с долгами.

За последние три года крупные компании смогли на практике проверить утверждение о доходности искусства – после кризиса многим пришлось пустить с молотка свои корпоративные собрания. Одним из первых расстаться с коллекцией пришлось некогда могущественному инвестиционному банку Lehman Brothers. Его крах ознаменовал серьезные перемены как на фондовом, так и на художественном рынке, а последовавшая в 2009 и 2010 годах распродажа лишь подчеркнула драматичность момента. Наиболее значимая часть собрания, в частности работы Герхарда Рихтера, Марка Гротьяна, Джона Каррина, Зигмара Польке, Нео Рауха, попала на Sotheby’s. Торги принесли более $12 млн, причем особенно хорошо продавались произведения китайских современных художников – практически все превысили эстимейты. На Freeman’s и Christie’s сбывали менее значимые работы, а также памятные предметы, как нельзя лучше символизировавшие тщету земных богатств. Например, корпоративный знак банка ($66,4 тыс.) и табличку, изготовленную по случаю открытия офиса Lehman Brothers ($45,4 тыс.). Впрочем $15 млн, которые были выручены за собрание банка, едва ли помогли ему расплатиться с долгом в $600 млрд. Такой же каплей в миллиардном море долгов стала сумма в $1,6 млн, вырученная за коллекцию Alitalia. На торги аукционного дома Finarte в декабре 2009 года выставили работы футуристов, среди которых картина Джино Северини «Зевс, порождающий солнце» (оцененная в €300–500 тыс., она не нашла покупателя) и графика представителей arte povera Лучо Фонтана и Альберто Бурри. В связи с банкротством распродать коллекцию пришлось и Polaroid. Компания не только покупала работы у фотографов, но и обменивала на пленку, фотоаппараты и студии. Для аукциона отобрали 1200 из 16 тысяч работ, в частности, фотографии Энди Уорхола, Чака Клоуза, Доротеи Ланж, Роберта Мэпплторпа. Торги принесли $12,4 млн, но компанию спасти не помогли.

Но не всегда продажа корпоративной коллекции обусловлена столь мрачными обстоятельствами, как банкротство. В результате смены руководства на аукционе Phillips de Pury оказалась коллекция современного искусства компании «КИТ Финанс». Четыре работы из нее попали на вечерний аукцион, который состоялся в октябре 2010 года. Три лота – скульптура Энтони Гормли Sublimate XVI, портрет кисти Джорджа Кондо и абстрактная композиция Сары Лукас – нашли покупателей по вполне достойным ценам: £277,3 тыс., £163,3 тыс. и £43,3 тыс. соответственно. Табачная корпорация BAT выставила на торги собрание своего голландского подразделения после того, как было решено закрыть фабрику в голландском городе Зевенаар. Более 1000 работ украшали рабочий цех и в одночасье оказались не нужны, несмотря на то, что составляли одно из самых авторитетных корпоративных собраний Европы. Вдохновителем его был Александр Орлов, директор компании Turmac Tobacco, которая была поглощена BAT в 2000 году. В конце 1950-х годов Орлов решил оживить пространства фабрики и заказал тринадцати художникам из тринадцати европейских стран масштабные абстрактные картины, объединенные общей темой joie de vivre («радость жизни»). После этого нашумевшего эксперимента коллекцией занялись профессиональные кураторы, среди которых был и Виллем Сандберг, директор Stedelijk Museum в Амстердаме с 1945 по 1963 год. Собрание музейного уровня – в нем представлены все важнейшие течения второй половины ХХ века от объединения Cobra до «новых диких» – было распродано на Sotheby’s в три этапа (последний аукцион состоялся в октябре 2011-го) и принесло $24,4 млн.

Компании, которые смогли пережить кризис без особых потерь, стараются обходиться малой кровью и в отношении своих корпоративных коллекций, продавая только наиболее перспективные с точки зрения рынка работы. Так поступил немецкий автомобилестроительный концерн Daimler AG, выставивший осенью 2010 года на Christie’s «Воздушный шар-цветок» Джеффа Кунса, некогда украшавший Потсдамскую площадь в Берлине. Скульптура была продана почти за $17 млн. Отбивший у «Мальчика с трубкой» Пикассо лавры самого дорогого произведения искусства «Шагающий человек» Альберто Джакометти (стоимость скульптуры перевалила за $104 млн) также находился в корпоративной коллекции. Работа принадлежала банку Dresdner, который в 2009 году был поглощен другим немецким банком Commerzbank AG. Не менее успешной сделкой обернулась для банка HVB, входящего с 2005 года в группу компаний UniСredit, продажа на Sotheby’s голубого «Рельефа из губки» 1961 года Ива Кляйна. Знаковая работа ушла за $9,9 млн.

Часто заработанные благодаря подобным единичным продажам деньги направляются на развитие собрания. Такой стратегии придерживается Deutsche Bank, используя полученные средства на приобретение работ молодых художников. В частности, Deutsche Bank продолжает покупать и произведения русских авторов, среди последних приобретений работы Егора Кошелева.

«Сейчас мы работаем над арт-концепцией нового офиса в Москве, для которого приобретаем работы 11 молодых российских художников, – рассказывает Дмитрий Агишев, руководитель департамента связей с общественностью и маркетинга Deutsche Bank в России. – Не все контракты еще подписаны, и назвать конкретные имена пока нельзя, но мы присматриваемся к работам Дианы Мачулиной, Валерия Чтака, Александра Сигутина, Татьяны Баданиной и некоторых других художников».

На молодом искусстве сосредоточены и кураторы собрания UniCredit. В этой коллекции (она объединяет художественные фонды сразу трех крупных европейских банков – собственно итальянского UniCredit, австрийского Bank Austria и немецкого HVB) уже есть и шедевры старых мастеров, например, Доссо Досси, Франсуа Буше, Франсиско Гойи, и немецкий экспрессионизм и работы второй половины ХХ века. Этой осенью на «Винзаводе» на выставке «Люди и Город» показали более 70 работ из 60-тысячной коллекции банка. Выбор Вальтера Гваданьини, куратора собрания и выставки, пал на художников ХХ века, исследовавших городское пространство. Столь благодатная для интерпретаций тема позволила показать рядом Джорджо де Кирико и Стаса Шурипу, Александра Бродского и Нан Голдин, Питера Блейка и Бориса Михайлова, а также продемонстрировать обширное собрание фотографии, сплошь состоящее из первых имен, начиная от Анри Картье-Брессона, заканчивая Массимо Витали и Андреасом Гурски. «Мы продолжаем покупать работы состоявшихся и известных художников для того, чтобы дополнить отдельные части коллекции», – объясняет Вальтер Гваданьини. По его признанию, хотя собрание не ограничено никакими географическими рамками, в основном коллекция пополняется за счет европейского искусства, в особенности из Центральной и Восточной Европы – фокус, безусловно, благоприятный для русской художественной сцены.