Лиза Белозёрова

Мейфэр, Шордич и Пекхам — три очень разных лондонских района, в каждом из которых обитает искусство. Туристы ходят смотреть на Темзу из окон Tate Modern, галеристы встречаются с клиентами в пабах, коллекционеры ездят на окраины в поисках талантов, а тусовщики смотрят видеоарт в ночных клубах.

Если начинать знакомство с арт-миром Лондона с галереи Tate Modern, может возникнуть впечатление, что мир этот – демократичная территория без социальных барьеров и классовые различия не играют роли. Открывшаяся в 2000 году в здании бывшей электростанции, галерея стояла у истоков борьбы с «арт-комплексами» публики, помогая ей изменить представление о современном искусстве как о чем-то эксклюзивном и недоступном.

В Турбинном зале галереи можно подолгу лежать на полу, глядя в потолок, сидеть, изучая других как объекты, или просто сидеть с ноутбуком. Иногда сюда приходят только за тем, чтобы съесть шоколадное пирожное в кафе и полюбоваться на Темзу. Все это здесь называют «свободным диалогом с искусством»: никто не будет судить о том, насколько глубоко вы разбираетесь в предмете и разбираетесь ли вы в нем вообще.

Галерея Tate Modern открылась в бывшем здании электростанции в 2000 году. Реконструкцией галереи занимались шведские архитекторы Херцог и де Мерон.

Но в консервативном и закрытом лондонском арт-мире Tate Modern по-прежнему остается исключением. Как говорит Марк Сандс, директор маркетингового отдела Tate: «Белые стены лондонских галерей, недружелюбные лица работников и домофоны у запертых дверей создают ощущение недоступности этого мира – даже у тех, кто любит и интересуется современным искусством».

Лондонская арт-сцена разделена на районы, и в каждом из них галереи объединены общим духом (даже их сотрудники одеваются у одних дизайнеров). Каждый такой район занимает свое место в истории современного британского искусства, и каждое новое поколение художников и галеристов пытается «застолбить» свой собственный ареал.

Арт-сообщество обитает совсем не только в помещениях галерей. От утреннего кофе до вечерней пинты пива (ну или коктейля) художники и галеристы коротают время в кафе, барах и ресторанах: без дверных ручек, без вывесок, спрятанные в подвалах, на чердаках или в невзрачных с виду дворах, эти заведения круглосуточно притягивают лондонскую богему.

MAYFAIR
Мейфэр – самый богатый и фешенебельный лондонский район. Тут расположены офисы крупнейших компаний и инвестиционных фондов, но в отличие от нервного Сити жизнь здесь размеренная. Искусство, как и модные бренды, которыми тут торгуют, подобраны под вкусы местной публики. А она инвестирует только в громкие имена.

Утро здесь можно начать с завтрака в чайной Fortnum & Mason, которая находится между станциями метро Green Park и Piccadilly Circus. Тут владельцы местных галерей назначают встречи со своими постоянными покупателями. В Мейфэр почти на каждой улочке встречаются огромные аквариумные окна традиционных white cubes (белых кубов галерейных пространств). В них вы подвергнетесь придирчивому осмотру безупречно ухоженных продавцов-консультантов, но если притворитесь покупателем, вам непременно покажут выставку и вручат прайс-лист.

Когда-то беднейший район Лондона, знакомый нам по повестям Диккенса, теперь Ист-сайд с его складскими зданиями – идеальное место для галерей и студий художников.

Пройдя дальше по Пикадилли и свернув на Беркли-стрит, вы обнаружите галерею Simon Lee. Здесь часто выставляют провокационные работы европейских и американских художников, таких, как режиссер и фотограф Ларри Кларк, знаменитый своей любовью к подростковой эротике, или классик минимализма Дональд Джадд.
На близлежащих улицах находятся сразу три галерейных тяжеловеса: Spruth Magers London, Hauser & Wirth и Haunch of Venison. В их программах только первостатейные, раскрученные имена: скульптор-сюрреалист Луиз Буржуа, британский ироничный минималист Мартин Крид и другие. Эти галереи – завсегдатаи крупнейших арт-ярмарок вроде Frieze и Art Basel.

Если вы продолжите свой путь по Довер-стрит, то нужно знать, что в доме № 17/19 без всякой вывески прячется кафе Rose Bakery. Войдя в разместившийся по этому адресу бутик, поднявшись на лифте и миновав ряд вешалок с модными льняными вещами, вы окажетесь в любимом заведении студентов Королевской академии искусств. Они бегают сюда в перерывах между занятиями, чтобы подкрепиться местной выпечкой.

На углу Риджент- и Кондуит-стрит находится клуб Sketch, и, если бы не швейцар у входа, это место опять-таки можно было бы и не заметить. Днем этот закрытый клуб работает как чайная. А ночью в гигантском пространстве наверху проходят показы видеоарта, которые устраивает с благословения владельца заведения куратор Виктория Брукс.

И, конечно же, экскурсия в Мейфэр не может обойтись без двух старейших аукционных домов и давних конкурентов – Sotheby’s и Christie’s. После торгов многие зрители аукциона, который открыт для публики, отправляются в близлежащий ресторан The Wolseley, расположенный в здании 1920-х годов, построенном для престижного автосалона.

SHOREDITCH
В Шордиче художественная жизнь протекает на нескольких островках, до которых приходится долго идти по пустынным улицам вдоль заброшенных зданий с заколоченными окнами. Зато там вас будут ждать галереи, кафе и книжные магазинчики, набитые прекрасными арт-изданиями. Половина здешних тусовщиков выглядит, как Боб Дилан, а девушки в разноцветных колготках и вязаных платьях напоминают о 1960-х.

Славу Шордичу и всему восточному Лондону принесли YBA, Молодые британские художники, которые когда-то обосновались здесь, желая отделиться от западного Лондона, слишком буржуазного для них в те времена. Сегодня художники и галеристы Шордича сами стали богатейшей частью истеблишмента, и только серые безликие фасады галерей напоминают о пролетарском прошлом этого района.

Историческим центром Шордича считается Хокстон-сквер, тут находится White Cube – одна из самых знаменитых галерей на свете. Ее прославленный владелец Джэй Джоплин поднялся как раз-таки на волне успеха YBA – Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Гэри Хьюма и других. На открытые вернисажи сюда приходит так много людей, что сквер в центре площади кишит народом, не вместившимся в галерею.
Вокруг Хокстон-сквер концентрируются офисы большинства ведущих арт-фондов, здесь же поблизости находятся и главные галереи восточного Лондона: IBID Projects, Jonathan Viner, Hoxton Art Gallery и Carl Freedman. Хокстонские галеристы половину времени проводят в барах Хокстон-сквер. В Hoxton Bar & Kitchen можно застать даже Трейси Эмин.

ПОЛОВИНА ТУСОВЩИКОВ ШОРДИЧА ВЫГЛЯДЯТ, КАК БОБ ДИЛАН, А ДЕВУШКИ В РАЗНОЦВЕТНЫХ КОЛГОТКАХ НАПОМИНАЮТ О 60-Х

Отдалившись от оживленного центра Шордича в сторону станции метро Old Street, вы попадете в галерею Виктории Миро, которая выставляет любимого английской публикой художника-трансвестита Грейсона Перри. По соседству размещается выставочное пространство некоммерческого фонда Parasol Unit, где показывают и звезд вроде Ширин Нешат или Йинки Шонибаре, и молодых художников.

Другое средоточие арт-жизни в Шордиче – квартал вокруг станции метро Bethnal Green. Тут прячется Broadway Market – маленький рай для любителей арт-литературы, старого кино и хипстерских кафе. В выходные дни на этой улочке население восточного Лондона пьет кофе с бутербродами. Старые склады вокруг Bethnal Green переделывают под галереи, которые то и дело прогорают, так что, идя в одну галерею, вы можете обнаружить на ее месте уже другую. Прочнее других здесь держатся галереи Fred и Nettie Horn на Вайнер-стрит, которые умудряются делать успешные выставки совершенно неизвестным художникам.

PECKHAM
Не каждый влюбленный в искусство лондонец поедет в Пекхам: сюда надо добираться на поезде от станции London Bridge, и чтобы отыскать среди заброшенных бараков нужный квартал, вам придется миновать множество лавок и парикмахерских, в которых ярко одетые африканки заплетают косички. Здесь нет ни роскоши Мейфэра, ни обаятельной ветхости восточного Лондона. Между тем именно сюда коллекционеры ездят в поисках талантов.

Пекхам появился на карте лондонского арт-мира в 2008 году, когда здесь обосновалось новое поколение выпускников близлежащих арт-школ, в особенности Camberwell College of Arts. На улице Копланд под номером 133 находится комплекс складов, часть которых была выкуплена одним предприимчивым диджеем, решившим сдавать помещения под студии за умеренную арендную плату.

В прошлом году галерея White Cube устроила выставку скульптора Марка Куинна на Хокстон-сквер. Огромные бронзовые орхидеи, покрашенные в белый цвет, стояли прямо на лужайках сквера.

Робин Шепард, один из местных художников, рассказывает, что в Пекхаме их привлекла низкая стоимость аренды помещений и то, что у этого района нет никакого художественного прошлого. Они тут первопроходцы и могут писать историю с чистого листа. Сюда люди приезжают не ради тусовки, а за искусством, хором говорят его коллеги.

За три года в Пекхаме появилось немало галерей. Особенно пресса любит галеристку Ханну Барри, которая выставляет местных и не только молодых художников. Ее галерея находится в ангаре под номером 91, а за углом располагается галерея SON, принадлежащая художнику и фотографу Тому Сондерсону.

Каждый понедельник группа художников Food Face Project собирается в одной из галерей, чтобы открыто поговорить о своих последних работах – в этих обсуждениях могут принять участие все желающие. Пообщаться с художниками можно в двух маленьких местных барах – Storey и Montpellier или во Frank’s Café, расположенном на последнем этаже парковки, откуда открывается великолепный вид на Лондон. Frank’s Café – еще один проект Ханны Барри, где все лето и до конца сентября проходят выставки и творческие встречи.

Сегодня художественная жизнь в Пекхаме находится в своей романтической, наивной фазе. Сюда еще не успели прийти большие деньги, здесь нечего делать любителям светских развлечений, поэтому Пекхам облюбовали те поклонники современного искусства, которые больше всего ценят его свободолюбивый, новаторский дух.