Сурия Садекова

Маастрихтская TEFAF — главная антикварная ярмарка в мире. Для знатоков это факт бесспорный. Если раньше неустанно сравнивали Парижскую биеннале антикваров и маастрихтскую ярмарку, не зная, кому отдать пальму первенства, то сентябрь 2010 года и юбилейная биеннале все расставили на своим места. Парижская ярмарка стоит над схваткой, не пытаясь никому ничего доказать, она идет своим особым французским путем. Таким образом, у TEFAF соперников не осталось и ее лидерству ничто не угрожает.

Однако в этом году почему-то никто не ждет с замиранием сердца открытия TEFAF. После прошлогодней сессии впервые за много лет не было слышно восторженных отзывов. О предметах, которые будут выставлены на стендах самых престижных галерей, информация минимальна. Самым громким и, видимо, самым дорогим объектом TEFAF-2011 станет мужской портрет кисти Рембрандта. Галерея Otto Neumann Ltd предлагает его за $47 млн. Среди других обещанных шедевров фигурируют имена Генри Мура и Огюста Ренуара, коллекционерам также предложат единственную скульптуру, созданную Густавом Курбе. Нельзя сказать, чтобы этот не очень длинный список вдохновил сотни коллекционеров отправиться в дальнее путешествие.

Месторасположение ярмарки всегда огорчало и галеристов, и коллекционеров. Правда, когда она появилась на свет, никому не приходило в голову, что TEFAF окажется главным антикварным салоном мира, на который ежегодно будут съезжаться все сливки мира коллекционеров, где будут заключаться миллионные сделки, а оборот будет превышать миллиард долларов.

Предок современной TEFAF появился на свет в 1975 году. Основатели салона Pictura хотели отделиться от салона живописи, который тогда проходил в Утрехте, но они не имели права организовывать никакой ярмарки в радиусе четырехсот километров от Утрехта. Самым отдаленным местом в стране оказался Маастрихт. Тогда в этом городке собрались 26 галеристов, чьи имена были известны лишь узкому кругу голландских коллекционеров. Удаленность Маастрихта от «цивилизации» никого тогда не волновала. Первую ярмарку посетили 10 тысяч человек. Ведь никаких других развлечений в округе больше нет.

За тридцать с лишним лет ситуация глобальным образом изменилась. Маленькие галеристы превратились в гигантов, которые диктуют свои правила игры на рынке. Число участников удесятерилось и выросло до 260. Сегодня в Маастрихте можно увидеть все самое лучшее, что может представить современный антикварный рынок. Особенно это относится к разделу живописи и античного искусства. Раздел декоративно-прикладного искусства так и остался бедным родственником TEFAF.

В этом году впервые послышались голоса, что брюссельский салон BRAFA мог бы заменить коллекционерам Маастрихт. Безусловно, пока никто не сравнивает ни качество представленных произведений, ни качество галерей. Однако критики TEFAF убеждены, что BRAFA обладает достаточным потенциалом, а Брюссель со старыми антикварными и галерейными традициями неизмеримо более привлекателен, нежели город, известный в основном тем, что там на протяжении трех веков безуспешно ищут могилу д’Артаньяна.

Удаленность Маастрихта
от «цивилизации» никого тогда не волновала. Первую ярмарку посетили 10 тысяч человек

Трудно судить о салоне изящных искусств до того, как он открылся. Но на протяжении двух десятилетий организаторы TEFAF всегда умели удивить просто посетителей и искушенных коллекционеров, каждый год предлагая не только уникальные произведения искусства, но и свой особый взгляд на арт-рынок. Например, главной интригой ярмарки всегда оставалось расположение стендов галерей. В зависимости от месторасположения можно было судить о ранге галереи в мировом негласном рейтинге. Чем дольше галерея сохраняет за собой отведенный ей стенд, а особенно на двух главных аллеях, тем прочнее ее место в антикварном мире. Как только уровень предлагаемых произведений падает, организаторы TEFAF не сразу «отказывают галерее от дома», сначала ей предлагают более скромное место. Безусловно, эта маастрихтская традиция сохранится и в этом году.

В два предыдущих года ярмарка живо откликалась на тенденции арт-рынка. Сессия 2009 года особо выделила галереи, специализирующиеся на мебельном искусстве ХХ века. Причем впервые были представлены вещи авангардных дизайнеров рядом с предметами ар-нуво, показывая их родственную взаимо­связь. В 2010 году особо почтили графику и произведения на бумаге. К сожалению, 2011 год остался без фаворитов. Означает ли это, что нет никаких модных течений в коллекционировании? Скорее нет. Отсутствие особой темы, так же как и практическое отсутствие списка произведений, представленных на TEFAF, отражает одну проблему, поразившую мировой арт-рынок. Спросом пользуется любое произведение искусства, независимо от цены, но при одном условии: оно должно быть бесспорным мировым шедевром. Да вот беда: на рынке почти не осталось шедевров, и все галереи мира, какой бы специализации они ни были, страдают от отсутствия вещей. Мы вошли в эру, когда всем и каждому стало ясно: произведения искусства — единственные надежные инвестиции, не подверженные никаким кризисам и колебаниям рынка. Впервые TEFAF оказалась в той же ситуации, что и все ее конкуренты: нехватка шедевров. Как крупнейшие галереи мира выйдут из положения, узнаем уже 17 марта.