Ирина Бурмистрова, Нью-Дели

Третья ярмарка современного искусства Indian Art Summit (IAS) открылась сенсацией. Организаторы вынуждены были убрать из экспозиции картины Макбула Фида Хусейна. Работы 96-летнего художника-мусульманина пришлось снять под напором радикально настроенных индуистских фундаменталистов, которые в противном случае угрожали терактом. Эта история послужила ярмарке рекламой, в результате ее посетили 128 тысяч человек.

Хусейн, один из самых ярких художников-модернистов Индии, давно подвергается нападкам со стороны фундаменталистов, которые обвиняют его в том, что он подает индийских божеств чрезмерно сексуально. В 2008-м одна из его «скандальных» картин ушла на Christie’s за $1,5 млн. Хусейн живет в изгнании на Ближнем Востоке и вынужден был принять гражданство государства Катар, так как возвращение в Индию сопряжено для него с угрозой для жизни. Полотна Хусейна сняли со стендов Delhi Art Gallery лишь на несколько часов, но индийские СМИ раскрутили эту новость так, что о ярмарке заговорила вся столица, от велорикшей до премьер-министра. Утром следующего дня на ярмарку невозможно было протолкнуться. Жаждущая зрелищ публика терпеливо отстаивала в очереди, чтобы взглянуть на вполне невинные полотна Хусейна, которые теперь охранял вооруженный военный патруль.

Буквально в одночасье ярмарка Indian Art Summit стала символом борьбы за творческую свободу художника, а директор выставки 30-летняя Нэя Кирпал проснулась знаменитой.

Indian Art Summit — ярмарка молодая. После первых двух выпусков галеристы отзывались о ней скептически. Теперь ярмарку перенесли со знойного июля на январь, который в 2011 году, по закону подлости, порадовал устроителей минусовой температурой. Все это ставит ярмарку в невыгодное положение по сравнению с главным конкурентом — ярмаркой Art Dubai, которая прекрасно организована и включает также и индийское искусство.

IAS проходит в видавшем виды выставочном здании Pragati Maidan. Каждый посетитель без исключения подвергается процедуре досмотра металлоискателями, а так же индивидуальному обыску вручную. После этого посетители оказываются нос к носу со скульптурой Субодха Гупты Дешевый рис, 2006. Это коляска рикши, груженая до самого верха латунными кувшинами. Субодха Гупты использует в своих скульптурах традиционные предметы быта, которые можно найти в Индии повсеместно и в хижинах, и во дворцах. Часто рядом со скульптурой можно было заметить недоуменные или хихикающие группки девочек в наглаженных школьных формах. Где им понять, что Гупта, следуя за Дюшаном, вознес повседневные предметы жизни (ready-mades) до уровня искусства и что его искусство о глубинных проблемах индийского общества. Они вытекают как из традиционного деления на касты, так и из новых делений среди нуворишей, появившихся на волне экономического бума. Основная идея художника, спроецированная в скульптуре, призывает притормозить бешеный бег экономического развития и задуматься о непоправимых последствиях, приводящих к изменению традиционного уклада жизни аграрной Индии.

Самые свежие работы Гупты можно было увидеть на стендах галереи Nature Morte (Delhi-Berlin). Эта галерея, открывшаяся в 1997 году, считается одной из законодательниц арт-трендов в Индии. Директор, американец Питер Нэгги, известен своими независимыми мнениями, а его галерея одна из первых в Индии начала принимать участие в международных ярмарках Art Basel, Art Basel Miami Beach, The Armory Show и FIAC. Все пространство стенда Nature Morte на ярмарке было отдано работам Гупты: три огромные картины маслом в серо-коричневой гамме на тему индийской трапезы обрамляли скульптуру, составленную из множества блестящих контейнеров из нержавейки. В подобных контейнерах в Индии хранят еду и приносят обед на работу, наверное, поэтому скульптурная композиция называлась Карри.

В первые часы предварительного просмотра все три полотна художника ушли в частные коллекции индийских собирателей примерно за €500 000 каждое. Одна из картин, с удовольствием поведал мне Питер Нэгги, станет частью коллекции первого филантропического частного фонда «Музей искусств Киран Надар». Директор музея, госпожа Надар, жена одного из богатейших промышленников Индии, с момента открытия своего собственного музея c большим энтузиазмом скупает на корню все самое лучшее и перспективное в актуальном искусстве Индии. Частные музеи — новое хобби индийских мультимиллионеров, каждый старается обойти другого и купить что-то еще побольше и подороже, чем у соседа. Оптовую закупку живописи, скульптуры, видеоинсталляций проводила семейная пара супербогатых коллекционеров Лека и Анyдам Поддар. Культурный фонд Devi Art Foundation, открытый ими для публики, гордится своей коллекцией современного искусства, а также этнического творчества, он расположен в 23 км от Дели, так что на рикше туда не доедешь.

Следующий тип коллекционера — это спекулянты: обычно молодые яппи в возрасте от 20 до 30 лет, которые вкладывают в современное искусство в надежде на быструю прибыль. Третий тип покупателей — абсолютные новички-нувориши, которые впервые попали на ярмарку. Галеристы по секрету делились со мной историями о покупателях, которые доставали пачки денег из чемоданов и даже из холщовых мешков.

Таким покупателям нравились яркие, с долей юмора и слегка китчевые работы на индийские темы, которые привезла сингапурская галерея Indigo Blue Art. Принты на плексигласе художницы Кетна Пател разлетались как горячие пирожки. Подобные работы с незамысловатым содержанием, узнаваемыми символами и с ценником от €5 до €15 тысяч, находили своих покупателей моментально, а когда галереям продавать уже было нечего, на приобретение подобных работ составлялись длинные списки ожидания.

Индийские коллекционеры в подавляющем большинстве заинтересованы в приобретении работ исключительно индийских или по крайней мере этнически связанных с Индией художников. Неиндийские галереи, привезшие на ярмарку работы молодых художников из США, Испании, Франции, в один голос отмечали, что у местных покупателей сразу же пропадают изначальный интерес и желание купить, когда они узнают, что художник не является выходцем из Индии.

Директор австралийской галереи Пол Гринуэй привез на ярмарку работы французской художницы Женни Уотсон, которая в 1986 году получила первый приз на Триеннале в Дели. Эта художница для своих картин использует индийский текстиль. Для нынешней ярмарки она исполнила свои композиции на французской ткани. В результате галерее не удалось продать ни одной работы.

Пол Гринуэй посетовал, что индийские коллекционеры находятся еще в младенческом возрасте и не готовы выйти за пределы их комфортной зоны, которой является творчество индийских художников-модернистов, таких как М.Ф. Хусейн, Ф.Н. Суза, С.Х. Раза. Подтверждением этой мысли стал коммерческий успех индийских и западноевропейских галерей, которые привезли работы этих фаворитов.

На ярмарке не было ни Уорхолов, ни Кунсов, ни Дэмиена Херста. Единственный европейский художник, котирующийся здесь, — это Пикассо, и он был представлен в изобилии на стендах галерей Grosvenor, Willem Baars Projects из Амстердама, Die Galerie из Германии: на ярмарку привезли на выбор работы на бумаге или маслом с ценами €350 000–700 000. На прекрасно оформленных стендах Die Galerie знатоки могли любоваться картинами Марка Шагала, Андре Массона и Сальвадора Дали. Здесь цены начинались от €500 000 и выше. Однако, кроме графики Пикассо, галерея не продала ничего.

Lisson Galery из Лондона приезжает не первый раз и выставляет скульптуры Аниша Капура, еще одного любимца индийской публики. Его светоотражающие отполированные сферы, сделанные из нержа­веющей стали, всегда привлекают к себе толпы любопытствующих, которые пытаются разглядеть в них свое отражение.

Галерея Aiсon, работающая и в Лондоне, и в Нью-Йорке, выставила индийских художников, проживающих не только в Индии, a также в Пакистане, в Лондоне и в Нью-Йорке. Например, молодого индийского художника Саада Куреши, который, живя в Лондоне, уже успел попасть в радар галереи Чарльза Саатчи. Скульптурные объекты молодого художника из Пакистана Адилы Сулеймана находятся в самых престижных частных коллекциях Индии, Англии и США. Он использует предметы обихода и трансформирует их в знаковые объекты.

Новое искусство можно было наблюдать не только внутри выставочного павильона, но также и на улице, где был устроен Парк скульптуры. Как только слегка теплело и выходило солнце, посетители устремлялись на свежий воздух, где с удовольствием фотографировались рядом со скульптурой.

В любой ярмарке важна некоммерческая программа. Форум спикеров, работавший каждый день, был призван донести до индийской публики информацию о международном позиционировании и эстетической ценности современного искусства Индии. Он объединил кураторов, критиков, художников и коллекционеров как из Индии, так и из-за рубежа. На выступление Аниша Капура было не попасть, все билеты были распроданы через интернет. Дискуссия о благотворительности и филантропии с участием Субодха Гупты и диспут на тему «О роли современного искусства Индии на мировой арт-арене» также собрали значительную аудиторию.

В рамках ярмарки состоялась реинкарнация культового марафона-интервью под эгидой Ханса-Ульриха Обриста, куратора и директора культовой лондонской Serpentine Gallery (интервью с ним см. стр. 25). Делийский марафон был организован с помощью независимой ассоциации художников KNOJ. Марафон стартовал в два часа дня и закончился далеко за полночь. В течение десяти часов, практически без перерывов и с интервалом в двадцать минут (столько длилось каждое интервью), перед публикой прошла череда художников, философов и интеллектуалов Индии. Марафон проводился в зеленом театре, и публика, которая героически смогла высидеть несколько часов на жутком холоде, обрела ореол соучастницы в этом перформансе. Отношение к этому событию было далеко неоднозначное, и в некоторых ответах прозвучали мнения в поддержку художественной самостийности Индии и намеки на культурный колониализм подобных мероприятий.

Третий выпуск Indian Art Summit завершился полным триумфом и теперь уже просто своим существованием доказывает, что развитие арт-рынка в Индии идет семимильными шагами, а у ярмарки впереди завидное коммерческое будущее. По сравнению с прошлыми годами ярмарка выросла более чем в три раза по уровню продаж (с 30–40% в 2010 году до 60–80% в 2011-м), по количеству участников — 84 галереи, а число международных галерей, представленных на ярмарке, выросло с 17 до 34, а главное — по рекордному количеству посетителей, что поставило ярмарку по этому показателю на уровень с лондонской Frieze.

Indian Art Summit — очень индийская ярмарка, где преимущество отдано индийским галереям, представляющим индийских художников. Ярмарка существует пока без куратора и еще только нащупывает свой формат. Однако не вызывает никаких сомнений, что эта ярмарка будет бороться за свою нишу на арт-рынке Азии. Индийское современное искусствo — признанный во всем мире бренд, известный не только благодаря покупкам, сделанным индийскими коллекционерами-миллионерами, на аукционах Christie’s и Sotheby’s. Современные художники Индии вызывают мировой интерес и признание. Однако часто реакция на произведения современных художников, которые вызывают восторг международного арт-сообщества, бывает отрицательной в самой Индии. Проведение подобной ярмарки предоставляет индийской публике возможность увидеть все своими глазами и самой судить и голосовать за поддержку современного искусства.

В целом индийское искусство чрезвычайно многолико и сосуществует одновременно в разных тысячелетиях. Суперсовременный музей, заполненный последними новинками арт-рынка, и хижина бедняка с укладом жизни времен «Хождения за три моря», находятся друг от друга в радиусе всего лишь двадцати километров.