Анастасия Сырова

Музей современного искусства PERMM, Пермь 25 декабря 2009 – 28 февраля 2010

Название «Ночь в музее» прежде всего ассоциируется с киносюжетами комедийных ужастиков: исторические персонажи оживают и вступают друг с другом в сложные отношения, пугая и веселя случайных свидетелей. Заимствование названия куратором Маратом Гельманом объясняется его стремлением стимулировать игривый диалог с художественным наследием прошлого, с самой музейной культурой. На эту затею откликнулись примерно сорок художников, чьи работы и разместили на двух этажах здания бывшего Речного вокзала Перми. Современное искусство, собранное Гельманом во всей полноте стилей и стратегий, старается бороться с клишированными представлениями о художественных традициях.

Здание пермского Речного вокзала готовится к глобальной реконструкции под руководством архитектурного бюро «Проект–Меганом». Пока же сохраняются интерьеры с мраморными пилонами и золочеными капителями, что как нельзя лучше подходит выставке, где современные художники бросают вызов классическому наследию, к которому, кажется, намертво приросли массивные золотые рамы.

Работы разных жанров и направлений в пределах экспозиции объединены идеей переосмысления хрестоматийного музейного опыта. Абсолютно органично смотрятся рядом пародийные вещи Виноградова — Дубосарского, обыгрывающие широко растиражированные образы мировой живописи, и переведенные Дмитрием Гутовым в металл рисунки Рембрандта. Серия фотографий «Музей женщины» Татьяны Антошиной, где воспроизведены сюжеты известных полотен, в которых совершена подмена персонажей, и серия автопортретов Александра Ройтбурда, отсылающих к автопортретам Рубенса, искаженным фотошопом. Супрематические иконы Александра Сигутина — канонические композиции, наполненные супрематической живописной штриховкой («Супремус с житием» из проекта «Из жизни супремусов») и битумная пластика Владимира Анзельма. Живописные вариации на темы мастеров авангарда Авдея Тер-Оганьяна 1990-х и комиксы Георгия Острецова по мотивам репродукций, иллюстрировавших учебники «Родная речь», и работы Брацо Дмитриевича, соединяющие классические музейные шедевры и реди-мейды, предметы, принадлежащие друзьям художника. Здесь же и более линейные заигрывания с классикой. Вариация на тему «Утра стрелецкой казни», выполненная Константином Худяковым & Vitamin на плазменной панели в формате «мультитач-арт». Или серия Филиппа Донцова «Время пошло»: «Не ждали» Ильи Репина и «Ходоки у Ленина» Владимира Серова, все как в оригиналах, но на месте главных героев — пустота.

Если на «МосквАполисе», первом смотре достижений современного искусства в Перми, не было ни одного местного таланта, то в «Ночи в музее» участвует выпускник Пермской академии художеств Антон Семакин с проектом «Кладбище неизвестных персонажей» — изображением погребения безымянных героев знаменитых авторов. Молодой дуэт краснодарцев Андрея Блохина и Егора Кузнецова Recycle представлен антиконсьюмеристской публицистикой: барельефами «Товаромахии» из гибкой пластиковой сетки и квазихайтековской инсталляцией с бассейном, фонтанчиками, реагирующими на действия зрителя.

При всей ориентированности «Ночи в музее» на публику в залах отсутствуют пояснительные тексты. По-видимому, чтобы не навязывать зрителю очередные клише. Вероятно, выставка — часть новой культурной политики Марата Гельмана, избранного в Общественную палату и задавшегося целью за два года полностью реформировать российскую культуру как систему и идеологию.