Михаил Боде

Галина Филиппова дружит с музеями давно. Художественный фонд, в котором она прежде работала, был коллективным членом Общества друзей Третьяковской галереи, сейчас Галина  Филиппова — координатор Общества друзей ГМИИ им. А.С. Пушкина. О том, кого туда принимают и на каких условиях, она рассказала Михаилу Боде.

В: В ГМИИ Пушкина создается Общество друзей музея. Пушкинский, видимо, не хочет отставать от знаменитых западных музеев, имеющих при себе подобные общества? Кстати, Музеи Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея уже обзавелись такими друзьями.
О: В 2012 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина будет отмечать столетие со дня открытия. К этой юбилейной дате приурочено множество мероприятий, в том числе и создание Общества друзей музея.

Для чего вообще создаются общества друзей музея?

Во-первых, оказываемая их членами финансовая поддержка (а именно с этой целью создавались во всем мире общества друзей музеев) дает возможность музею пополнять свой довольно скудный бюджет.

Во-вторых, эта форма сотрудничества с посетителями удовлетворяет страстное желание многих людей активно участвовать в жизни любимых с детства музеев. А посильная благотворительность в поддержку музея предоставит им такую возможность.

В благодарность за финансовую помощь музей оказывает членам общества ряд определенных услуг, например, бесплатное посещение музея, приобретение каталогов со скидкой, отдельный проход на выставки, приглашения на вернисажи, на закрытые просмотры и специальные мероприятия и т. д.

В: Вероятно, эту категорию посетителей музея следует отнести к относительно обеспеченной публике, у которой есть деньги на удовлетворение культурных потребностей?
О: Не совсем так. В целом, это люди всех социальных слоев и соответственно различного достатка. Посетителей музея можно условно разделить на несколько категорий.

Одна из них состоит из искренних любителей искусства, постоянных посетителей музея, которые внимательно следят за любыми изменениями в постоянной экспозиции, регулярно посещают новые выставки, лекции, музыкальные концерты и другие музейные мероприятия.

Другая группа — это люди, живущие активной интеллектуальной жизнью, интересующиеся новостями города и неравнодушные к искусству вообще.

И третья группа — это тянущиеся к искусству люди, но еще не определившиеся в своих интересах и предпочтениях. Таких людей много среди разных групп населения.

Поэтому, несмотря на отдельные различия, общества друзей в различных музеях мира предусматривают несколько категорий членства для физических лиц в соответствии с различными видами и формами материальной помощи. Это могут быть денежные взносы самого разного объема, дарение как отдельных произведений искусства, так и целых коллекций, и другие формы.

Разным категориям жертвователей предлагаются и разные наборы музейных услуг. Однако всем членам Общества друзей музея, независимо от их категории, предоставляются единый пакет информационных оповещений (о новых экспозициях, вернисажах и т. д.) и набор определенных возможностей, например, право внеочередного посещения выставок, пользующихся повышенным спросом.

В: То есть предполагается определенное разделение аудитории на, скажем так, бизнес-класс, эконом-класс… Кстати, сколько будет стоить «билет» (воспользуемся той же транспортной терминологией) в каждый из классов?
О: В разных музеях приняты разные ценовые шкалы. Как правило, годовые членские взносы в обществах друзей музеев не слишком велики, любой человек может совершенно спокойно оплатить его. В практике российских музеев годовой членский взнос для физических лиц составляет от трех до пяти тысяч рублей.

Членство в ОДМ для более состоятельной категории посетителей будет стоить примерно тысячу долларов в год.

Если же кто-либо предложит в качестве взноса произведение искусства, оно будет рассмотрено научным советом музея. (Такая практика существует и в Лувре, и в Русском музее, и в Эрмитаже.) В соответствии с материальной оценкой произведения даритель войдет в ту или иную категорию друзей музея.

В: Вы упомянули физических лиц. Значит ли это, что в Общество друзей музея могут входить и юридические лица, то есть организации? Какова цена коллективного членства?
О: Ничего нового мы не изобретаем, во всем мире такая модель давно отлажена. Нижний предел для юридических лиц начинается с достаточно крупных сумм, верхнего же просто не существует. И участие коллективного члена в музейных проектах может быть достаточно серьезным. Например, художественный фонд, в котором я прежде работала, был коллективным членом Общества друзей Третьяковской галереи. Он финансово и организационно поддерживал такие крупные, получившие широкую известность выставочные проекты ГТГ, как «Соц-арт. Политическое искусство», «Православная икона России, Белоруссии, Украины», ретроспективные выставки знаменитых нонконформистов Вячеслава Калинина и Евгения Измайлова и другие. Благодаря этой деятельности представителей фонда постоянно приглашали на различные музейные мероприятия, извещали о новых выставках и приобретениях. При таком трогательном внимании со стороны Третьяковской галереи было особенно приятно участвовать в ее проектах.

В: А так ли уж будет весом этот вклад в бюджет музея? Ведь у Пушкинского есть еще и Попечительский совет, в котором, надо полагать, собираются куда более значительные суммы.
О: Попечительские советы существуют во многих западных музеях. Но ни в одном из них не отказываются от создания общества друзей музея. Ведь это не только способ получения дополнительных средств, но и реальная возможность увеличить посещаемость музея. Человек, ставший другом музея, обязательно приведет сюда своих родных и друзей. К тому же весьма заманчивая возможность более активного участия в музейной жизни может дать членам общества друзей музея огромное нравственное удовлетворение.

Деятельность музея по сохранению бесценного наследия, реставрации экспонатов, организации выставок требует бесконечных финансовых вложений. Какую бы солидную лепту ни вносил Попечительский совет, лишних денег в музее не бывает. Когда возникают дополнительные средства, музей позволяет себе реализовать жизненно необходимые, но отложенные из-за отсутствия денег проекты: приобретение новых произведений искусства, внеплановая реставрация или даже закупка новых компьютеров вместо устаревших или вышедших из строя. Компьютеры — это очень важная часть музейной жизни. Это и контроль климата в помещениях, и различные хранительские программы, и многое другое. Без них сейчас нормальное функционирование музея просто невозможно.

А есть еще и издательская деятельность: выпуск музейных и выставочных каталогов и научных сборников, путеводителей, буклетов и другой необходимой музейной литературы, что тоже требует немалых средств. Чем больше денег собирает музей, тем у него больше возможностей, тем большее количество проектов он может осуществить. Например, в 2011 году, в преддверии столетнего юбилея, музей планирует целый ряд уникальных выставочных проектов. Будут показаны работы Сальвадора Дали, Караваджо, Уильяма Блейка. Уже в конце апреля откроется сенсационная выставка «Кристиан Диор и искусство».
Если же вернуться к зарубежному опыту, то Лувр, судя по опубликованной информации, именно благодаря своему Обществу друзей музея ежегодно получает около 6 миллионов евро. Эта сумма складывается в основном из множества взносов всего по 60 евро (таких вкладчиков 80%). То есть друзей у Лувра около 60 тысяч.

В: Получается, не имей сто рублей, а имей сто друзей — они больше дадут. А сколько друзей на первых порах, по вашим предположениям, будет у Пушкинского музея? Кто они, эти друзья?
О: Мы надеемся, что круг членов Общества друзей ГМИИ будет широким и разнообразным. Среди «физических» лиц мы ожидаем в основном представителей так называемого среднего класса: инженеров, врачей, юристов, служащих. То есть тех любителей искусства, которые часто приходят в музей в выходные и праздничные дни, с детьми и друзьями. Причем не только на выставки, но и на постоянную экспозицию. В отношении юридических лиц можно сказать более определенно. Это организации, компании и фирмы, которые уже, как правило, являются членами нескольких подобных обществ и таким образом глубоко интегрированы в музейную жизнь России.

Главное — чтобы все наши будущие друзья любили музей. Мы провели ряд предварительных опросов посетителей, относящихся к разным имущественным категориям и социальным слоям, и пришли к выводу, что их интересуют не столько предоставляемые льготы, сколько возможность финансового участия в тех или иных музейных программах. Основываясь на высказываниях посетителей, мы могли бы даже переименовать Общество друзей музея в общество «Мой любимый музей».

В: Вероятно, лучший друг музея может рассчитывать в перспективе и на мраморную доску, на которой золотым литерами будет выгравировано его имя?
О: Обычно списки друзей и дарителей размещены в особой рубрике на сайте музея. Но, конечно, со временем могут быть и другие формы благодарности.

В: Общество друзей ГМИИ Пушкина уже функционирует?
О: Программа стартует в феврале-марте этого года, когда будет запущен новый интернет-портал музея. Там будет размещена полная информация о том, как стать членом Общества друзей ГМИИ. В печатном виде эту информацию с февраля можно будет найти на прилавках музейных книжных киосков и на стойках рядом со столом администратора в каждом музейном здании.