Мария Семендяева

Российские музеи лишь недавно начали общаться с посетителями где-либо, помимо кассы и экскурсбюро. За пример взяли зарубежный опыт, предполагающий, что музеям денег ждать особо не от кого, разве что от меценатов. Те, кто заранее побеспокоился о том, чтобы создать себе пул жертвователей, сейчас в более выгодном положении по сравнению с остальными — им не так страшен 83-й Федеральный закон, который переведет бюджетные учреждения на самоокупаемость. Музеи, которые до сих пор не решились поставить в вестибюле воображаемую жестяную банку с дырочкой, в спешном порядке открывают всевозможные «клубы» и «общества» для друзей, как корпоративных, так и частных. Прогрессивные директора открыли такие общества еще много лет назад, но недорогими и доступными программы индивидуального членства становятся во многих музеях только сейчас. Мы не беремся рассматривать рынок корпоративного спонсорства, а хотим разобраться, насколько просто получить карточку друга музея частному лицу, причем среднего достатка.

Есть и еще одна приятная часть: частные (читай, закрытые) вернисажи, балы и прочие коктейли. За минимальный взнос можно получить приглашение на ежегодно устраиваемую МоМА вечеринку, а «золотые» друзья Русского музея получают право устроить семейный праздник на 10–20 человек в одном из дворцовых залов

В Третьяковке, например, существует Общество друзей Третьяковской галереи, в котором есть как частные, так и корпоративные члены. Начальный уровень предполагает взнос в размере от 3000 до 7499 рублей в год — за это вы получаете уведомления по почте и право ходить на выставки без очереди. Там еще много уровней участия — от «бронзового» до «платинового», за которым еще следует «бриллиантовый», однако фиксированной суммы для покупки нет, а установлены границы «целевого взноса». Например, чтобы стать «бронзовым» другом музея, надо заплатить от 7500 до 14 999 рублей, а чтобы стать «платиновым» — пожертвовать от 60 000 до 149 999 руб­лей. Сотрудник музея явно не знает, как по телефону ответить на вопрос: «Что за привилегии я получу, если внесу 5 тысяч рублей за бронзовую карточку?» Она с трудом пытается объяснить, что раньше все было по-другому, а теперь вот пришел новый директор по развитию и новая система индивидуального меценатства ей самой не очень понятна.

— Ну так как же мне быть? Заплатить три или шесть? И что я получу, если заплачу больше?
— Конечно, это все учитывается и… эээ… влияет…
— А на что пойдут мои деньги?
— Честно говоря, это самый больной вопрос.

Оказывается, системы распределения денег нет — можно указать при переводе или при оплате непосредственно в кассе музея, что пожертвование предназначено для улучшения условий хранения «Бо­гатырей» Васнецова, но тогда эти деньги не будут использованы, пока не наберется еще несколько пожертвований на «Богатырей». Так что сотрудники музея рекомендуют давать деньги на их усмотрение, чтобы так называемый целевой взнос был освоен наиболее оптимально. На практике, говорит сотрудница Третьяковки, большинство взносов частные и даже превышают взносы компаний. Неудивительно, ведь «бриллиантовый уровень» членства предполагает, что при взносе от 150 000 рублей вы получаете «эксклюзивные привилегии», такие, как карточка «Золотой VIP», которая дает право проведения мероприятий на территории галереи по согласованию с дирекцией. Все друзья музея, начиная с «бронзового» уровня, получают возможность посещать специальные мероприятия галереи и ходить на вернисажи, начиная с «золотого» уровня ваше имя на год помещают в специальный раздел на сайте, а на «платиновом» и «бриллиантовом» уровнях еще и пригласят на ежегодный прием. Для «платиновых» и «бриллиантовых» организуют экскурсии в реставрационные мастерские и депозитарий.

В Музеях Московского Кремля все устроено проще, хотя ценовые коридоры здесь обозначены в долларах. Привычка градировать друзей по аналогии с драгметаллами тоже никуда не делась — «бронзовым» другом Музеев Кремля можно стать за взнос от $300 до $499. За это можно на год получить право бесплатного посещения Оружейной палаты, соборов и выставок, а также приглашения на открытия выставок, на экскурсии и концерты, которые организуют специально для членов Общества друзей. Далее следуют «серебряный» и «золотой» уровни, где прибавляются соответственно приглашения на детские праздники по случаю Рождества и Пасхи и приглашения на кремлевские фестивали, например, на Пасхальный. Сотрудница Музеев Кремля очень дружелюбна — это удивляет, особенно если учесть, насколько формальна пресс-служба этого учреждения. По ее словам, схема вступления в общество проста — надо лишь получить по почте банковские реквизиты, заплатить сумму в Сбербанке и прислать обратно копию оплаченной квитанции. На вопрос, почему же нет фиксированной суммы оплаты, сотрудница смущенно смеется: «Понимаете, нам-то, конечно, хотелось бы, чтобы вы заплатили побольше, но все на ваше усмотрение!» И тут же дает хороший совет — подождать пока, потому что время еще есть. В марте будет очередной ежегодный вечер для друзей, на котором традиционно вручаются дипломы и личные карточки членам общества. Предыдущий вечер проходил 22 декабря в Оружейной палате — друзья Музеев Кремля слушали выступление Спивакова. «Ну так вот, вы пока подумайте, а в марте приходите к нам — и Гагарина вам лично вручит карточку!» Самым усердным членам общества дают дополнительные привилегии, так что от личного участия зависит авторитет внутри группы. Хотя в любом случае «серебряная» и «золотая» программы больше всего подойдут семейным людям, которые любят гулять с детьми по территории Кремля: в первом случае обладатель карты может взять с собой не больше трех человек, а во втором — не больше пяти.

О семьях особенно заботится Русский музей. Семейным членом Общества друзей Русского музея может стать любая семья, разница лишь в цене. Российские граждане должны заплатить €150, а иностранцы — €500. Всем членам семьи вручают карточки базового тарифа для бесплатного посещения музея, взрослые получают приглашения на открытия выставок, а дети — на конкурсы, новогодние елки и другие праздники, которые устраивают в музее. Можно получить индивидуальное членство: нижняя планка в €100 обеспечивает базовую «белую» карточку — это называется абонемент «Классический», далее следуют «Серебряный» от €500 и «Золотой» от €1000 до €2000. Стать другом Русского музея очень просто — нужно прийти и подписать договор, деньги можно сдать прямо на месте и не ходить по отделениям Сбербанка. «Приходите в любое время, мы тут же с вами заключим договор и выдадим карточку», — уверяет работница музея. Это действительно удобнее, чем оплачивать квитанции. Помимо очевидных привилегий: бесплатное посещение, приглашения на вернисажи, скидки на музейные каталоги, «золотые» друзья получают право устроить семейный праздник на 10–20 человек раз в год в одном из дворцовых залов — нужно лишь предупредить дирекцию о своем намерении за месяц.

взрослые получают приглашения на открытия выставок, а дети — на конкурсы, новогодние елки и другие праздники в музее

Самой демократической среди всех «больших» российских музеев можно назвать программу Государственного Эрмитажа. Все члены Клуба друзей равны в привилегиях — они имеют право на бесплатное посещение выставок, к их услугам отдельных гардероб и комната отдыха в музее. Всем членам клуба присылают приглашения на мероприятия, которые проходят, по словам сотрудницы клуба, примерно раз в два месяца. Различия касаются количества людей, которых владелец персональной карты может проводить с собой: индивидуальный участник ($100) может проходить только в одиночестве, семейное участие ($150) предполагает проход двух взрослых и детей дошкольного и школьного возраста, привилегированный участник ($300) может провести с собой одного друга, учредитель ($500) может взять с собой двух гостей, а попечитель (от $2000) приводит неограниченное количество гостей. Для попечителей еще может быть устроена экскурсия в одну из сокровищниц Эрмитажа. Сотрудница посоветовала сделать взнос непосредственно в стенах Эрмитажа, поскольку так будет гораздо быстрее — карточку друга получаешь только после того, как деньги доходят до получателя, а банковским переводам и почте в Эрмитаже трогательно не доверяют: «Вы же знаете, что за нашу почту нельзя поручиться», — заговорщически приглушает голос девушка на проводе. Когда отдаешь деньги, надо обязательно указать, на что они пойдут — на реставрацию и ремонт зданий, залов и помещений музея, на реставрацию экспонатов, улучшение условий приема посетителей, научно-просветительские программы или на приобретение экспонатов для музея, иначе, по словам сотрудницы, перевод денег не может быть классифицирован как благотворительность. Интересно, как с этим обходятся в Третьяковской галерее?

Самые прозрачные схемы привлечения частных средств можно найти в музеях современного искусства. Там денежный взнос не считается благотворительным пожертвованием — это скорее плата за привилегии, причем сугубо практические. Например, в «Гараже» есть четыре уровня участия: самый первый предназначен для студентов, которые всего за 1000 руб­лей в год могут бесплатно посещать выставки и специальные мероприятия, например лекции, и покупать книги в магазине «Гаража» со скидкой. Обычная годовая карта за 2000 и следующая за ней номиналом в 3500 предполагают все то же самое плюс ряд дополнительных скидок. Тот, кто приобретает самую дорогую карту за 6000 рублей в год, просто получает чуть больше скидок плюс по три бесплатных билета на любую выставку — для друзей или родственников. Никаких скрижалей с именами самых выдающихся спонсоров или публикации имени на сайте — это в числе прочего практикуют Третьяковская галерея и Русский музей. Быть другом «Гаража» не почетно, а удобно — это западная система, давно обкатанная, как утверждают сотрудники, в МоМА, Центре Помпиду и Тейт Модерн. Купить карточку просто, как оплатить телефон: приходишь в кассу, платишь, получаешь бонусы.

Похоже, к этому идеалу стремится ГЦСИ, который с нового года вводит свой клуб друзей. Членство в этом клубе обойдется от 700 рублей в год, члены клуба получат традиционные скидки в кафе и магазине при ГЦСИ, бесплатное посещение выставок и мастер-классов, а также приглашения на вернисажи. Как конкретно будут различаться уровни участия, пока неизвестно. Сотрудница с готовностью предложила записать мой телефон, чтобы позвонить, как только все прояснится. В Московском музее современного искусства все устроено еще проще. Никакого разделения друзей в зависимости от уровня взноса. Все участники программы приобретают карту, которая пока что стоит 3000 рублей и обеспечивает бесплатное посещение музея, пользование научной библиотекой и экскурсии по избранным экспозициям, курсы по искусству, систему бонусов и скидок. Кроме того, ММСИ предлагает друзьям музея рекламу на собственном сайте и проведение корпоративных мероприятий в любом из зданий. То есть, несмотря на то, что карточка друга музея предназначена для частных лиц, она же является приглашением к дальнейшему диалогу и партнерству. В будущем, обещала мне сотрудница музея, планируется создать возможность введения онлайн-платежей, а пока что потенциальному другу предлагается заполнить анкету на сайте, указав контакты, и музейщики, просмотрев данные потенциального друга, свяжутся и предложат приехать и встретиться для заключения договора.

Клубы друзей существуют во многих музеях, как центральных вроде Исторического или Пушкинского, так и региональных, например, в Кижах. Однако в Пушкинском музее до сих пор нет программы для частных спонсоров. Есть мнение, что она может быть похожа на систему, применяемую в Третьяковской галерее. Однако будущее все же за студенческими и семейными карточками в пределах 3000 рублей, которые вводят в обиход музеи современного искусства. В любом случае, как показало общение с сотрудниками музейных «клубов друзей», меценатам рады везде и всегда, и ничего, кроме удовольствия, от этой опции вы не получите.