Юлия Виноградова

С 6 по 9 июня в Лондоне пройдет традиционная неделя русских торгов, на которой аукционные дома Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams представят свои подборки произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Впрочем, уже в середине апреля мировые аукционные гиганты открыли русский сезон специализированными торгами в Нью-Йорке.

Sotheby’s на апрельских аукционах продемонстрировал, что продолжает удерживать лидерство на рынке русского искусства. Торги хотя и проходили в полупустом зале, поскольку большинство лотов продавалось по телефону, однако принесли хороший результат — $16,1 млн (год назад такие же торги принесли $13,5 млн). Пожалуй, это самые крупные нью-йоркские продажи русского искусства с момента кризиса, пусть и несравнимые с докризисными показателями.

Помимо общего заметного роста рынка предпосылок для хороших результатов на нынешних торгах было несколько. Во-первых, как отмечают многие арт-дилеры, после кризиса наконец наметилось оживление в среднем ценовом регистре рынка. Во-вторых, заметно вырос спрос на русское декоративно-прикладное искусство, результаты продаж которого удивили самих специалистов аукционного дома. В частности, был крайне удачно продан топ-лот торгов — стол 1830-х годов с мини­атюрной мозаикой, выполненной по акварели Александра Орловского. При эстимейте в $400–600 тыс. его итоговая цена составила $1,9 млн. Неожиданно выросли в цене и многие другие лоты, как, например, небольшой ювелирный цветок в вазе от Фаберже, цена которого поднялась с начальных $50–75 тыс. до $662 тыс.

Наконец, сыграли свою заметную роль несколько успешных продаж топ-лотов. Так за рекордные $2,1 млн после ожесточенной борьбы по телефону было куплено полотно «Танец среди мечей» Генриха Семирадского. Эту типичную для творчества художника академическую работу специалисты дома первоначально оценивали в $600–800 тыс., учитывая, что ее авторская копия хранится в Третьяковке. Не менее успешно, хотя и без рекордного превышения цены, был продан «Вид Петербурга» Петра Верещагина из коллекции Михаила Барышникова. При эстимейте $300–500 тыс. за него заплатили $746 тыс. Также выросли в цене «Портрет мальчика в матроске» Бориса Григорьева ($782 тыс. при эстимейте $200–300 тыс.) и театральный эскиз Николая Рериха для несостоявшейся постановки «Садко» Римского-Корсакова в Лондонской королевской опере ($840 тыс. при эстимейте $400–600 тыс.). И снова, как и полгода назад на русских торгах в Лондоне, поразили результаты продаж работ Юрия Пименова. В ноябре 2010-го его «Первомай» был куплен за $1,5 млн. Теперь же вверх пошли цены не только на живопись, но и на графические работы художника: рисунок «Пианист» был продан за $702 тыс., а крупноформатная гуашь «Кафе» — за $410 тыс. Апрельские торги Christie’s похвастаться столь блестящими результатами не могли, но в целом отличались не меньшей стабильностью. В итоге они принесли $5,2 млн, что несколько больше, чем год назад (в 2010 году дому удалось выручить $4,9 млн). На этом аукционе был и свой лот-миллионер. Уже в начале торгов по телефону за $1,3 млн был куплен портрет двух девочек кисти Бориса Григорьева. На портрете, происходящем из частной американской коллекции, изображены двенадцатилетние сестры-двойняшки, дочери поэта Мэлвилла Кейна.

НЕСМОТРЯ НА НАМЕТИВШИЙСЯ РОСТ, В БЛИЖАЙШИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НЕ СТОИТ ОЖИДАТЬ ОТ РЫНКА РУССКОГО ИСКУССТВА РЕЗКОГО СКАЧКА

Впрочем, Christie’s по всей видимости направил основные силы на июньские торги в Лондоне. Главным лотом здесь будет масштабное полотно Ильи Репина, которое аукционный дом привозил в апреле в Москву и вынес на обложку каталога. «Парижское кафе» художник написал во время своего пребывания во Франции в 1873–1876 годах в качестве стипендиата Академии художеств. Эта сцена из жизни полусвета и артистической богемы вызвала неприятие и даже осуждение у коллег художника. Сюжет действительно отнюдь не передвижнический и не характерный для творчества Репина соответствующего периода: тогда он только что закончил «Бурлаков на Волге». Полотно вместе с 80 подготовительными рисунками к нему оценили дорого — в £3–5 млн. Специалисты Christie’s надеются, что «Кафе» побьет прежний репинский рекорд в £1,4 млн, который установил в 2009 году на торгах MacDougall’s «Портрет Алисы Ривуар».

Дом MacDougall’s в этот раз обещает интересные торги. Свои топ-лоты он представил на майской продукционной выставке в Москве, куда привез, в частности, выполненный Борисом Кустодиевым портрет дочери Ирины (эстимейт £1,2–1,8 млн) и эскиз декорации Николая Рериха к постановке «Снегурочки» Островского (эстимейт £350–500 тыс.). Обе работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1912 году, пережили долгие скитания после революции и в итоге осели в американских частных собраниях. Кроме того, на торги будут выставлены музейного качества пейзаж Ивана Шишкина, некогда заказанный ювелиром Вильгельмом Болином (эстимейт £0,8–1,2 млн), и работа Нико Пиросмани «Пастух в бурке на красном фоне» (эстимейт £600–900 тыс.) из собрания грузинского авангардиста Давида Какабадзе. Работы Пиросмани на торгах появляются редко, аукционный рекорд на его живопись был поставлен в 2007 году, когда в Нью-Йорке на торгах Sotheby’s за $1,8 млн была продана его «Арсенальная гора ночью».

Sotheby’s для летних торгов таких редкостей, кажется, не подобрал, но и у него в запасе есть несколько сильных и неожиданных вещей.

СПЕЦИАЛИСТЫ CHRISTIE’S НАДЕЮТСЯ, ЧТО «КАФЕ» ПОБЬЕТ ПРЕЖНИЙ РЕПИНСКИЙ РЕКОРД В £1,4 МЛН, КОТОРЫЙ УСТАНОВИЛ В 2009 ГОДУ НА ТОРГАХ MACDOUGALL’S «ПОРТРЕТ АЛИСЫ РИВУАР»

Одним из самых дорогих лотов аукциона будет — как и у конкурирующего дома Christie’s — полотно Ильи Репина. Это единственный известный вне музейных собраний портрет первой жены художника Веры, который аукционный дом оценил в £1–1,5 млн. Кроме того, Sotheby’s предлагает коллекционерам несколько работ Василия Верещагина, которые никогда прежде не появлялись на рынке. Где аукционному дому удалось раздобыть эти вещи — загадка, но оценил их Sotheby’s достойно. «Военный поход» и «Перевал Шипка» из знаменитой балканской серии выставляются с эстимейтами £400–600 тыс. и £300–500 тыс. соответственно. Пейзаж с изображением Тадж-Махала, созданный после путешествия Верещагина в Индию в 1874–1876 годах, оценен в £250–450 тыс. У Sotheby’s также будут крымский пейзаж Ивана Айвазовского и «Пекинская опера» из дальневосточной серии Александра Яковлева (эстимейт каждого полотна £800 тыс.–1,2 млн).

Наконец, замыкает аукционную четверку Bonhams, торги которого будут особенно показательны. Дом традиционно выставляет вещи средней ценовой категории, спрос на которые сейчас является одним из важных индикаторов роста художественного рынка. Среди топ-лотов два пейзажа — «Вид Кремля» Петра Верещагина и «Муром» Абрама Архипова (эстимейт каждого £200–300 тыс.).

Учитывая заявленные топ-лоты и общие тенденции рынка, можно предполагать, что результат нынешних торгов превзойдет прошлогодние показатели. В июне 2010 года на первом месте по объему продаж оказался Sotheby’s (£22,3 млн), за ним следовали Christie’s (£11,4 млн), MacDougall’s (£10,1 млн) и Bonhams (£2 млн). Хотя, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет не стоит ожидать от рынка русского искусства резкого скачка до докризисного уровня, но общий подъем наблюдается стабильно.