Юрий Арпишкин

Swarovski Kristallwelten, Инсбрук, Австрия 25 ноября 2010 – 20 января 2011

Интрига проекта построена, как нетрудно догадаться, на стилистическом столкновении. Несколько галантерейная изысканность Swarovski в соединении с расчетливым бурлескным простодушием «Синих носов» по замыслу кураторов и художников должны дать тот самый искомый эффект — небольшое возмущение, деликатный взрыв, легкая погрешность с точки зрения хорошего вкуса. Это само по себе небольшая новость. Что-то в таком роде отмечал, например, известный эмигрантский критик Владимир Вейдле, когда прочитал описание экспозиции Московского музея революции, расположившегося в здании классицистской усадьбы. Там в интерьер ампирной залы был внедрен покореженный броневик. В данном случае тотальная красота искусственных кристаллов вступает в диалог с фривольными видео­проекциями. «Носы» соорудили четыре объекта — Тадж Махал, пирамиду Хеопса, Эмпайр Стейт Билдинг и Мавзолей Ленина. Все это изготовлено из отшлифованного прозрачного материала и водружено на тумбы, в которые вмонтированы проекторы. Таким образом, внутри объектов разворачиваются выразительные сцены. В нью-йоркской высотке Кингконг нападает на прелестницу в мини-юбке, Хеопс душит археолога, в Тадж Махале танцуют персонажи «Тысячи и одной ночи». Сюжет с Лениным, просто слегка подергивающимся, пока кажется каким-то малопродуманным, но у дуэта есть возможность продолжать поиски. Впереди — гастроль с этими номерами в Мадрид на ярмарку ARCO и в Вену. Кстати, по-видимому, проект знаменует наступление нового этапа творчества «Синих носов». Когда-то Виктор Мизиано написал, что их работы легки на подъем, не нуждаются ни в каких специальных устройствах и «транспортируются обычной почтой». Теперь это далеко не так.

Что же касается Swarovski, то это, как известно, фирма, которая изготовляет кристаллы, издалека почти неотличимые от бриллиантов. Пятнадцать лет назад Swarovski открыл музей современного искусства. В сущности, это парк аттракционов, в котором посетителя ждут разные «моменты удивления» (так сформулировано в каталоге). В некоторых случаях это вариации на известные темы (например, украшенные кристаллами текучие часы Сальвадора Дали), но, как правило, оригинальные произведения. Наиболее показательно среди них, пожалуй, видео с великой американской оперной певицей Джесси Норман. Она поет арию Дидоны из оперы Генри Перселла «Дидона и Эней» и вся сияет от бижутерии. Любопытно, что, поставив на поток доступную буржуазность, Swarovski в своем музее культивирует эстетику своеобразного гиньоля. Там за каждым углом какие-то устрашающие композиции, оглушающие акустические эффекты, и все это в таком холодном полумраке. В целом очень торжественно, но внушает почему-то тревожные ощущения.

Swarovski — несомненный культурный герой, и то ли чувствуя какую-то наступающую тенденцию, то ли придумывая ее для увеселения туристов, он нагнетает ирои-комический пафос (согласно законам жанра, «высокий» герой в «низких» обстоятельствах). «Синие носы» в этом смысле наилучшие партнеры, каких только можно себе представить. Разоблачение и развенчание — их профессия, они владеют этим приемом как никто другой и уже справедливо вошли с этим в хрестоматии. Но возникает известный конфликт намерений. Впрочем, плодотворный. «Синие носы» привычным для себя образом деконструируют высокие материи. Swarovski, похоже, деконструирует свой образ производителя прекрасного, для чего и использует российский дуэт. Однако «Носов» здесь подстерегает опасность самим оказаться деконструированными. Будем надеяться, что они сумеют совладать и с этим.