Сурия Садекова, Москва — Париж

Прошедший в Париже с 24 по 29 марта Салон рисунка — специальная ярмарка графики — обозначил новый подъем интереса к этому виду коллекционирования. Рынок рисунка еще довольно молодой и до сих пор удивляет демократичными ценами. Впрочем, случаются и рекорды, что вполне закономерно, учитывая инансовое положение и почтенный возраст большинства коллекционеров.

Самостоятельный раздел рисунка на художественном рынке появился не более тридцати лет назад, тогда как история коллекционирования графики насчитывает не менее пяти столетий. Первые коллекции начали складываться в XVI веке, тогда же, когда зарождалась сама традиция собирательства. Сначала появились «кабинеты редкостей», позволявшие хозяину показать свою образованность. В них наряду с экзотическими диковинами хранились и рисунки. В середине XVII века страсть к загадочным предметам сменилась тягой к искусствам. На смену «кабинетам редкостей» пришли «кабинеты искусства и великолепия». И если в первых собирали чудеса, созданные или возникшие на земле, то задача вторых была рассказать любителям об истории искусств и пройденном человеком пути познаний.

Уроженец Кельна банкир Эверхард Ябах — один из первых видных коллекционеров искусства, в том числе и рисунка. В 1661–1662 годах Ябах распродал свое собрание на публичных торгах. Король Людовик XIV купил у него 5500 рисунков, а в 1671 году открыл Королевский кабинет рисунка. В XVIII веке не менее известным собирателем был другой банкир — Пьер Кроза (1665–1740). После его смерти наследники в 1741 году продали оставшуюся коллекцию рисунков на публичных торгах, а собрание живописи сохранили за собой (которое они позднее тоже продали, а покупателем по совету Дени Дидро стала Екатерина II). Рисунки из коллекции Кроза приобрел Пьер-Жан Мариетт (1694–1774), пополнив таким образом свое, уже знаменитое на всю Европу собрание. Коллекции Ябаха и Мариетта впоследствии стали основой фондов графического искусства Лувра. В ХХ веке эти фонды обогатились уникальным собранием барона Эдмона де Ротшильда. Коллекция французского рисунка XVIII века вошла в собрание амстердамского Рейксмузеум. Она была приобретена в 1897 году на аукционе в Париже, когда распродавалось наследие братьев Гонкуров, Эдмона и Жюля.

На протяжении веков рисунком интересовались видные деятели культуры и финансового мира, аристократы. Тем не менее рисунок до последней четверти ХХ века представлял не коммерческую ценность, а исключительно интеллектуальную или культурную. Интерес вызывали сами коллекции, их владельцы, но каждая конкретная вещь не подлежала оценке. По словам парижского галериста Антуана Лорантена, в начале ХХ века рисунок все еще оставался как бы бедным родственником живописи.

Все кардинально переменилось в восьмидесятые годы прошлого столетия. Художественный рынок переживал невиданный рост. Круг ценителей искусства расширялся. Безумную активность начали проявлять японцы и белые воротнички с Wall Street. Живопись все более и более повышалась в цене, и вполне естественно, что качественные предметы начали исчезать с рынка. На волне ажиотажного спроса на живопись, как альтернатива, рисунок вышел из тени. Он занял особую нишу, превратившись в полноценный и независимый от живописи раздел художественного рынка. Прежде всего потому, что цены на графику были в десятки раз ниже и позволяли людям с более скромными доходами относительно быстро собирать коллекции. Галереи и аукционы стали формировать новые предложения произведений на бумаге. Некоторые сделали графику своей приоритетной областью. Кроме того, рисунок (особенно архитектурный) полюбили декораторы. Он превратился из предмета изучения в непременный атрибут декора модного дома.

Вообще мнения о том, насколько коллекционирование графики является массовым, расходятся. По мнению эксперта аукционного дома Sоtheby’s Никола Жоли, несмотря на то, что о рисунке много говорят и пишут, ряды коллекционеров не растут. Он даже волнуется за будущее этой области собирательства. По его мнению, графикой интересуются все те же коллекционеры, которые пришли на рынок в 1980-е, и этот контингент практически не обновляется. Им всем около семидесяти лет, а людей моложе сорока, интересующихся графикой, он просто никогда не встречал. Такого же мнения придерживается и молодой галерист Оливье Кастен. Его галерея современного искусства School Gallery участвует и в ArtParis — ярмарке современного искусства, и в Салоне современного рисунка, который в четвертый раз проходил в Париже одновременно с Салоном рисунка. Публика этих двух салонов различается кардинальным образом. На ArtParis приходит светская публика для того, чтобы себя показать и на других посмотреть, на Салон современного рисунка целенаправленно приходят коллекционеры и очень часто те, кто собирает классическое искусство. Средний возраст даже покупателей современного рисунка превышает сорок лет. Оливье Кастен считает, что рисунок — более сложное для восприятия искусство, требующее определенной культуры и образования.

Абсолютный рекорд на графические произведения был установлен 8 декабря 2009 года, когда на торгах Christie’s в Нью-Йорке работа Рафаэля была продана за €32 194 020.

Несмотря на то что аукционные дома не афишируют имена своих клиентов, информация почти всегда становится известной. Как известно, например, что все ценовые рекорды на рисунки в последнее десятилетие были установлены одним человеком — американским коллекционером Леоном Блэком. Это он купил рисунок Рафаэля в декабре 2009 года, он же 4 июля 2000 года выложил $12,3 млн за маленький рисунок Микеланджело «Распятие Христа», а годом позже в 2001-м выиграл торги и за £8 143 750 стал владельцем наброска Леонардо да Винчи «Лошадь и наездник». Другой видный коллекционер графики — актер Ален Делон. Рисунок он открыл для себя еще в семидесятые годы благодаря одной британской галеристке. И с тех пор является активным собирателем. И если коллекцию послевоенного абстрактного искусства он продал без особого сожаления, то с коллекцией графики, в которой есть и старые мастера, и рисунки художников ХХ века, он расставаться пока не собирается. Лишь иногда что-то в ней меняет.

Ценовые рекорды и знаменитые коллекционеры заставляют чаще говорить о рынке рисунка. Это подвигло крупнейшую антикварную ярмарку TEFAF (Маастрихт, Нидерланды, 12–21 марта 2010) открыть в этом году у себя новый раздел — графики. Правда, по мнению участников, первые результаты пока выглядят не слишком вдохновляюще. Коллекционеры приехали, с удовольствием знакомились с экспонатами, но совершать покупки не торопились. Потом все те же коллекционеры переместились на Салон рисунка в Париж и здесь вели себя более раскованно.

Парижский Салон рисунка существует с 1991 года. На первых порах он играл скорее культуртрегерскую роль и был рассчитан на уже состоявшихся коллекционеров. Однако постепенно из камерного салона он превратился в масштабное действо, принять участие в котором стремились многие коллекционеры. Салон начал играть определяющую роль на художественном рынке.

В этом году организаторы салона остались довольны результатами и объявили о том, что работ было продано на €12 млн, каждый стенд совершил сделок в среднем на €300 тыс., посетило его 13 тыс. человек, что на десять процентов больше, чем в прошлом году.