Валентин Дьяконов

«Что, еще одна?!» — хочется воскликнуть, узнав о проведении 1-й Индустриальной биеннале в Екатеринбурге. «Сколько же еще мероприятий подобного формата выдержит наша небольшая, в сущности, планета?» У инициативы директора Екатеринбургского ГЦСИ Алисы Прудниковой тем не менее есть шанс подняться над рутиной биеннального движения. В этом Индустриальной биеннале помогут московские интеллектуалы и интригующая история города-памятника фабричному буму 1930-х годов.

История биеннале в Екатеринбурге началась два года назад, когда местный ГЦСИ решил провести на нескольких заводских площадках фестиваль «Арт-Завод». В прошлом году «Арт-Завод» повторили, заводов-участников стало больше, а их владельцы почувствовали прямую коммерческую выгоду от арт-события: сдавать неликвидные площади после того, как на них побывало искусство, стало легче. Этот факт, конечно же, давно известен бизнесменам столичных городов Европы, но для российской провинции с ее скромными суммами сделок плюсы таких инициатив далеко не очевидны. Фестиваль 2009 года привлек внимание и прессы, а критик Давид Рифф поместил на зависший ныне сайт OpenSpace.ru длинный прочувствованный текст о своей поездке на «Арт-Завод». В этом эссе, написанном в лучших традициях «прозы путешественника», были и такие строки: «Гуляя, мы воображали себе, какой могла бы быть Уральская биеннале, каких художников и (или) кураторов мы бы пригласили к участию, какие проекты могли бы сами осуществить». Не прошло и года, как из «Арт-Завода» выросла Индустриальная биеннале, а Рифф стал одним из кураторов проекта наряду с Екатериной Деготь и греческим критиком Костисом Косминасом. Деготь, сделавшая один из лучших проектов года, выставку «Якщо» в Пермском музее (см. «Артхроника» №7–8, 2010), умеет придумать и хлесткое название, и емкую концепцию, повод для широких дискуссий.

Деготь, Рифф и Косминас придумали выставку под названием «Ударники мобильных образов». Они рассуждают так: в 1930-е, когда индустриальная столица Урала набирала обороты, возникло движение «ударников», рабочих, перевыполнявших установленные заводской администрацией нормы. «Ударник», как и «вредитель», был идеологическим конструктом советской пропаганды, только в отличие от «вредителя» со знаком плюс. Современные художники, считают кураторы, тоже ударники, стараются изо всех сил, но их права, как и права рабочих сталинской эпохи, повсеместно нарушаются.

Биеннале, с одной стороны, является для уральских заводов ребрендингом. Завод уже не место силы, а привлекательная и загадочная часть городского пейзажа. Не использовать такую фактуру — грех. С другой стороны, кураторы считают, что новый тип провинциальной модернизации, то, что Рифф в той статье назвал «дубаизацией» Урала, ставит перед художниками и зрителями проблему: искусство откровенно ориентируется на круг «успешных молодых менеджеров» и креативщиков, теряя независимость и своеобразие. Что, собственно, недалеко от истины — вопрос, как к этому относиться.

Помимо «левого» содержания, у биеннале есть и чрезвычайно прогрессивная форма: в основном проекте будут показываться только тиражные работы, репродукции и так далее. В общем, «Ударники мобильных образов» попытаются ответить на вопрос, кем может быть художник в эпоху мгновенных путешествий образов по интернету. И если, скажем, Олег Кулик своими «литургиями» в ЦУМе и Николо-Ленивце (см. стр. 12) пытается вернуть художников в лоно мистики и заряженного позитивными вибрациями единичного события, культа и ритуала, то прогрессисты из лагеря Деготь представляют современную и довольно убедительную альтернативу. В этом им помогают классики: Андрей Монастырский с компьютерными коллажами и роликами на YouTube, Илья и Эмилия Кабаковы с перформансом, сделанным в Екатеринбурге по их указаниям. И сами рабочие: в пространстве типографии «Уральский рабочий», где покажут основной проект, останутся коллажи из постеров с девушками, которые для развлечения делали сотрудники завода.

Параллельная программа биеннале выглядит не менее интересно. Как и на прошлом «Арт-Заводе», зрители увидят россыпь качественных проектов. Татьяна Ахметгалиева, одна из самых многообещающих художниц Петербурга, готовит на камвольном комбинате проект «Клото» — вышитые портреты работниц завода. Лауреаты последней премии «Инновация», группа «Мыло», отмоют своими руками здание одного из самых вредных производств города. А «Уралмаш», крупнейший екатеринбургский завод, именем которого назван огромный район города, пустит всех желающих посмотреть на кабинки в раздевалке, расписанные самодеятельным художником Власовым. Наконец, в одном из цехов выступит симфонический оркестр, и в этот момент история индустриального Екатеринбурга, безусловно, пробежит перед глазами: идея «окультуривания» рабочего класса, концертов и поэтических чтений на заводах возникла в то же время, что и движение «ударников». На биеннале ждут 100 тысяч гостей, цифра нереальная, но может быть, новорожденной инициативе помогут смелое кураторство и магия места.