Александра Новоженова

Центр современной культуры «Гараж», Москва 19 июня – 26 сентября 2010

То, что показывают сейчас в «Гараже» в небольшой выгородке под заголовком «100 лет перформанса. Версия 3», не выставка в полном смысле. Это образовательный проект, экспозиция-учебник. По идее, материал должен был быть организован в привычной для западных студентов форме time-line, когда вдоль хронологической оси, какую рисуют, начиная любой курс истории, располагаются печатные свидетельства и видео.

Оригиналов там нет: пришпиленные степлером афиши, фотографии, документы распечатаны на принтере. Не обязательно видеть оригиналы афиш Кабаре Вольтер или подлинники расписок, в которых Течинг Сих обязуется год провести в клетке: чтобы ознакомиться с предметом, подойдет и ксерокопия. Ведь «перформанс не продается», как гласит, быть может, немного старомодный тезис знаменитой Роузли Голдберг, сокуратора этой выставки (она делала ее в сотрудничестве с Клаусом Бизенбахом). Она же куратор нью-йоркской биеннале «Перформа», она же большой просветитель и пионер академического изучения этого неудобного жанра.

Но в Москве все вышло не слишком академично. Изучать перформанс предлагается экспресс-методом: выставка, занимавшая в нью-йоркском центре PS1 несколько залов, здесь втиснута в одну комнату.

Ужатое повествование выглядит нереальным для освоения, теснится в три, иногда в пять рядов. Футуристы налезают на дадаистов, дадаисты — на Йоко Оно. В результате все напоминает густо уклеенную слоями «сдам/сниму» доску объявлений и отпугивает не готовых к такому тягостному занятию, как чтение документации, юношей и девушек. Вместо того чтобы конспектировать увиденное для написания диссертаций о, скажем, «Роли моря, лодок и кораблей в творчестве нидерландских перформансистов» или об «Экстремальной телесности в женском перформансе», как о том мечтала добрая Роузли, они в изнеможении опускаются на занимающий всю центральную часть выставочного пространства диван, чтобы как можно дольше с него не вставать. Ну а те, кто имеет представление о предмете, недовольны размытой методологией: почему целых 100 лет? Почему тут и опера Гласса об Эйнштейне, и «Опрос» Ханса Хааке, и творчество драпировщиков-мегаломанов Кристо и Жан-Клод, и видео с лэнд-арт-объекта Роберта Смитсона?

Эту претензию можно объяснить другим тезисом Голдберг о том, что «искусство перформанса может произойти из живописи, скульптуры, поэзии, музыки, танца, оперы, телевизоров, лазеров, животных и огня. Или всего вместе. Вариантов столько, сколько существует художников». Версия не для пуристов, но с ней можно согласиться как с авторской. Тем более что в своем научном творчестве Голдберг более конкретна. У нее есть две монографии: одна охватывает период от футуризма до наших дней, другая же начинается с шестидесятых годов. В PS1 предыдущая версия выставки называлась просто «100 лет», приурочена была к столетию манифеста футуристов. Цель ее — дать самую общую картину художественных практик столетия, приведших к тому, что определилось как конкретный жанр лишь к шестидесятым.

«Гараж» не смог воспроизвести тот скромный, но сильный пафос просветительства, который свойственен PS1 как институции, продвигающей экспериментальное, трудно музеефицируемое искусство. Живая задумка, отражающая среди прочего американскую страсть к дотошным исследованиям, превратилась в случайно затесавшийся среди «больших произведений», не слишком внимательно сделанный стенд, который все же обязательно нужно посмотреть.