Александр Извеков

Armory Show, крупнейшая в Северной Америке ярмарка модернизма и классического искусства, вот уже больше 10 лет открывает в начале марта свои двери на 92-м и 94-м пирсах Гудзона. Она получила свое имя в честь легендарной для американского искусства выставки, состоявшейся в 1913 году на 69-м пирсе, с грандиозным для того времени скандалом, ознаменовавшей переход от реалистического искусства к модернизму. Работы многих участников той выставки можно купить сегодня на Armory Show. Но ничего скандального на ней больше не осталось: торжище и торжище.

Сегодня главное ощущение от ярмарки — «лавка сумасшедшего старьевщика». Это вызвано и архитектурным решением пространства (очень плотная нарезка узких стендов с неширокими проходами между ними), и шпалерной развеской: почти все работы не превышают по своим размерам современную телевизионную панель. Кажется, что сразу же после покупки понравившейся работы ее можно будет снять со стены, упаковать и унести с собою, не дожидаясь официального закрытия. Нехарактерной на этом фоне выглядела инсталляция чилийца Ивана Наварро, который обнес по периметру всю площадь стенда галереи Paul Kasmin светящимся неоновым забором — по $40 000 за 2-метровую секцию (при этом другие работы Наварро можно было увидеть непосредственно на выставке в представлявшей его галерее).

Самым популярным художником в разделе Modern, на котором принято продавать искусство почивших авторов, стал Том Вессельман. Работы этого поп-артиста — от почеркушек цветными карандашами до полутораметровых настенных объектов, способных «выдержать» самую серьезную стену, — можно было встретить на стенде минимум пяти галерей.

Cогласно самому популярному на ярмарке слуху в Нью-Йорке может открыть филиал лондонская Frieze

Русское присутствие на ярмарке невелико, но разнообразно. Традиционно на Armory Show присутствует галерея XL, которая показала на своем стенде инсталляцию Аристарха Чернышева, объект Сергея Шеховцова и новое 3D-видео группы «Синий суп», для просмотра которого необходимы специальные очки. Галерея «Риджина» с гордым адресом «Москва / Лондон» предлагала живопись Даниэля Рихтера, простынки Стаса Волязловского, фотографии Сергея Зарвы. Помимо этого, на стенде берлинской Galerie Michael Schultz можно было купить один из «коммунальных щитов» 1992 года Ильи Кабакова. Видео «АЕС+Ф» «Пир Тримальхиона» можно было приобрести за $140 000 на стенде австралийской Anna Schwartz Gallery. Нью-йоркский дилер Аdler & Conkright Fine Art представил большую подборку оригинальной журнальной графики 1920-х годов Константина Вялова. Galerie Ludorff (из Дюссельдорфа) показала одну из самых дорогих работ на ярмарке: работу 1919 года Алексея Явленского почти за $2 млн. А лондонская Victoria Miro выставила на продажу гигантскую скульп­туру Элмгрина и Драгсета в виде детской лошадки-качалки, с подзаголовком Commissioned by Pinchuk Art Center. На параллельной ярмарке Pulse галерея «Победа» предлагала новые фотографии группы «Четвертая высота» (от $3000 до $8000 каждая), сделанные ими в соавторстве со швейцарским фотографом Урсом Биглером.

Нынешняя ярмарка собрала 275 участников. При этом тех имен нью-йоркских галерей, которые нам знакомы из-за океана — Gagosian Gallery, Gladstone Gallery, Pace Gallery, Andrea Rosen Gallery и многих др., — на Armory Show нет. Одной из причин этого стало появление в 2004 году сильнейшего конкурента в лице международного бренда Art Basel Miami Beach, который сейчас одерживает безусловную победу. Впрочем, Armory Show в ближайшем будущем может ожидать еще один удар: согласно самому популярному на ярмарке слуху в Нью-Йорке может открыть филиал лондонская Frieze. Впрочем, у Armory Show есть один козырь, который она может правильно разыграть: заручиться поддержкой мэрии Нью-Йорка и стать официальным городским «художественным» событием — вроде Нью-Йоркской недели моды или Нью-йоркской ресторанной недели — и, таким образом, встроиться в туристическую инфраструктуру города.

Начавшись как небольшое событие в арендованном у отеля помещении, сегодня Armory Show собирает вокруг себя массу событий, не только партнеров/конкурентов в виде одновременно идущих ярмарок, но и широкой «параллельной программы», проходящей под названием Armory Art Week. В общей сложности на семи прошедших в эти дни ярмарках приняло участие более 600 галерей со всего мира, которые, по некоторым оценкам, принесли доход в казну Нью-Йорка более $40 млн. При этом есть случаи, что некоторые дилеры участвовали одновременно в двух ярмарках в надежде, что такая стратегия точно себя оправдает.

Особым вниманием в этом году пользовалась ярмарка-сателлит Independent в Челси. Проходящая во второй раз на трех этажах бывшего помещения DIA Center for Contemporary Art, эта ярмарка поражает своей демократичностью: границы между стендами галерей практически не определены, что создает на всех трех этажах («соединенных» между собой световой инсталляцией Дэна Флавина, выставленной на всех лестничных пролетах) единое динамичное пространство. Нечто подобное можно было увидеть в Москве во время ярмарки «Универсам», инициированной Максимом Илюхиным пару лет назад.

Около 10 лет назад один немецкий преподаватель истории видеоарта, приезжавший с лекциями в Россию, рассказывал, что лучший способ изучать видеоарт, который он иногда практикует со студентами, — сидеть вечером у телевизора с бутылкой вина и спокойно смотреть работы, обсуждая после каждую из них. Нечто подобное было предложено на новой ярмарке Moving Images в Waterfront Tunnel, на которой было показано 40 видео от 30 галерей. Покупатели могли посмотреть видео не в обычной ярмарочной суете, а расположившись в приятном полумраке на диванах.

В прошлом году Armory Show стала делать отдельный раздел, посвященный искусству отдельных стран и регионов. Первым стал Берлин, который был представлен 22 галереями. В этом году фокус был направлен на Латинскую Америку (18 галерей со всего региона), что лишь подтверждает тот факт, что интерес, вызванный историческими ли причинами или из-за политкорректных поводов, к ней не угасает (напомним, что на закончившейся за неделю до Armory Show мадридской ARCO был так же раздел, посвященный Латинской Америке) и с периферии этот регион начинает перемещаться в центр.

Самой же популярной работой на ярмарке стал проект Рида Сейфера В Нью-Йорке много работы. Он взял 1000 долларовых купюр, проштамповал их этой фразой и стал продавать каждую в 25 раз дороже номинала. Проект пользовался небывалым успехом и может быть эталонным для Armory Show: небольшой размер, доходчивый смысл и невысокая цена.