Алиса Савмцкая

Музей современного искусства (MUMOK), Вена, 13 ноября 2009 – 14 февраля 2010

Аппетитная и откровенная Мэрилин Монро в исполнении Владислава Мамышева, бесчисленным количеством билбордов и лайтбоксов окружившая Музейный квартал в Вене, обещает в рамках выставки Gender Check во всех подробностях рассказать правду о половом вопросе в Восточной Европе. Обещает, но немного лукавит. Игривость и двусмысленность — только на рекламных плакатах, внутри — четыре этажа серьезного, основательного, осмысленного и прекрасно структурированного проекта. Статистика впечатляет: один куратор и 24 эксперта (с российской стороны в этом качестве выступила Кети Чухров) два с половиной года исследовали различные аспекты гендерной истории: общественное и приватное в искусстве официальном и неофициальном, взаимоотношения человека с самим собой и окружающим миром и, наконец, сам восточноевропейский мир, преобразившийся в начале 1990-х годов.

Первый этаж выставки посвящен гендерным ролям: женщины и мужчины, работающие вместе и по отдельности; женщины в частной жизни, точно и последовательно выполняющие свои функции или, наоборот, активно им сопротивляющиеся; наконец, смещение этих функций под влиянием геополитических изменений, начавшихся в Европе в 1989 году. В новой ситуации, когда женщина уже не обязана быть героиней труда, образцовой хозяйкой и матерью, на фотографиях Бориса Михайлова она вдруг предстает грубой и непривлекательной, а место красавицы занимает Владик Мамышев-Монро. Она, как Елена Ковылина (перформанс «Вальс»), переосмысляет милитаристское прошлое или, наоборот, подобно матери художника из Албании Анри Сала (видео «Интервью — найденные слова») отказывается от рефлексий и воспоминаний настолько, что с трудом узнает себя, некогда активистку компартии, в старых видеохрониках.

Во второй части выставки акцент смещается в сторону приватной сферы. Основной вопрос — какой женщина видит себя: как она себя преподносит, как сопоставляет или противопоставляет себя мужчине, каким стереотипам подвержена — от доведенной до абсурда необходимости быть желанной (Natalia LL, видео «Консьюмеристское искусство») до страха перед старением собственного тела (Ева Патрум, перформанс «Изменения. Моя женская проблема»). Отдельный блок посвящен романтическим чувствам и любовным парам в различных их вариантах. Центральным объектом практически во всех произведениях становится человеческое тело, которое художники изучают, препарируют, разбирают на части и подвергают различным испытаниям в поиске разницы между женским и мужским началом.

Последние два этажа показывают, что представляют собой гендерные пространства сегодня. Лейтмотив прост — женщина может быть разной: свободной или зависимой, действовать на основе старых или вновь сформировавшихся моделей поведения, любить мужчин или других женщин. Многократное использование в описании выставки слова «женщина» не случайно.

Gender Check — это взгляд женщины-куратора на женщину через искусство, посвященное женщине. Труженицы и диссидентки, лесбиянки и феминистки, молодые и старые, сами по себе и рядом с мужчинами — все эти женщины, так или иначе отраженные в работах более 200 художников из 24 стран Восточной Европы, хронологически и тематически раскрывают все тонкости гендерного вопроса. При этом негласно декларируется равенство полов — в значимости своих высказываний художники равны и не разделяются по критерию «м/ж».