Михаил Боде

Центр современной культуры «Гараж», Москва 21 октября 2010 – 6 февраля 2011

В названии выставки, которую привез в Москву куратор модной лондонской галереи Hayward Ральф Ругофф, слово new нужно было бы повторить раза три, а то и четыре, чтобы получилось нечто похожее на «нео-нео-нео…». У герильи («партизанской войны») современных художников с дизайном довольно давняя история. Лет двадцать назад французский критик Пьер Рестани в книге «Предметы плюс…» произвел смотр третьего поколения деконструкторов дизайна, пришедшего на смену сюрреалистам и «новым реалистам» 1960-х. В построении Рестани участвовали Бертран Лавье, Рейнхард Муха, Тони Крэгг, Анж Леччья и Джефф Кунс (он тогда шел замыкающим, поскольку еще был небольшого творческого роста). Нынешняя тридцатка художников, собранная из 25 стран, скорее всего относится к четвертому призыву.

Война эта странная: художники, попадающие иной раз в плен консюмеризма (скажем, на ту или иную art fair), вовсе не рвутся на свободу, а в этой комфортной неволе продолжают свою подрывную деятельность. В известном смысле, это война отцов и детей, ведь вряд ли кто будет спорить с тем, что дизайн порожден искусством.

Но вот «родитель» решил подать на алимен­ты. Более того, долг он стал просто-таки вы­колачивать. Отсюда — домашняя война.

Что и видно по выставке в «Гараже», представляющей собой эдакий пейзаж после битвы с прорванными диванами и спутанной электропроводкой. Такой выставка предстает непросвещенному взгляду. На самом же деле художники занимаются анализом тревожащих их личных проблем, а заодно и проблем глобального мира. Надо заметить, что тревог хватает. На что указывают стрелки циферблата от индийской группы Raqs Media Collective, показывающие вместо цифр «роковые» часы, а точнее, надписи: «депрессия», «ностальгия», «страх», «экстаз», «паника», «виновность» и т. д.

Как видно, «постельная» проблема — наиважнейшая. Над ней бьется «новая британка» Сара Лукас, спаривая два круглых светильника с длинной флуоресцентной лампой. Более изощренный секс в гамаке из цепей предлагает Моника Бонвичини. Дизайн sex shop’ов — в помощь экстазам итальянки. Кубинской группе Los Carpinteros («Плотники»), вероятно, хотелось поговорить об «опасных связях» и роковых развязках. Сама их инсталляция Cama («Кровать») из двух гигантских вытянутых и переплетенных постелей-языков действительно похожа на автомобильную развязку. Но, увы, в этой самой зрелищной на выставке работе верх все же взял дизайн. Однако постель постели рознь. Понятно, что на матрасе из колючей проволоки ливанки Моны Хатум, как на кровати Рахметова, фривольные мысли в голову не придут.

Дух разрушающий есть дух созидающий. Этому бакунинскому девизу верны и новые анархисты из австрийской группы «Желатин». По принципу «Погром заказывали?» арт-озорники собрали из обломков металлических кроватей (никак не отойти от этой темы!) гигантскую люстру, спарили стул с табуретом (ну вот опять) и поставили мусорную корзинку на курьи ножки (наконец-то).

О рабочем классе подумал только китаец Джин Ши. «Маленький человек» превратился у него в лилипута, гастарбайтера-кроху, обретающегося то ли в мусорном баке, то ли в коробке, где все предметы обихода выполнены в масштабе 1/2. Понятно, что это не жизнь, а «Полжизни», как и называется инсталляция. На выставке она выглядит как-то одиноко. Но ведь и на циферблате Raqs Media Collective нет такого обозначения, как «сочувствие».