Гротескной акцией, граничащей с эксплуатацией, назвала хореограф и режиссер Ивонна Райнер новый перформанс Марины Абрамович, прошедший в Музее современного искусства Лос-Анджелеса. Об этом сообщает Artinfo.com.

Перформанс состоялся на ежегодном гала-ужине в честь дарителей музея – светском мероприятии с почетными гостями и приглашенными знаменитостями. Программным директором мероприятия в этом году выбрана сама Марина Абрамович. Накануне события издание Artinfo.com опубликовало сообщение, в котором цитировалось заявление Райнер, резко осудившей акцию. Критика была выстроена на основании отчета о репетиции перофманса, полученного по электронной почте от одного из волонтеров, приглашенных для его реализации. По замыслу художницы, часть волонтеров, исполняющих действие, должны в течение трех часов сидеть под праздничными столами так, чтобы их головы торчали на поверхности. Каждый участник должен находиться на вращающейся платформе и в течение всего ужина поддерживать зрительный контакт с гостями. Оставшиеся волонтеры будут лежать на столах со скелетами поверх их обнаженных тел, повторяя известный перформанс самой Абрамович «Обнаженная со скелетом» (2002/2005/2010). «Разумеется, нас предупредили, что в туалет будет выйти нельзя, а гости могут пытаться накормить или напоить нас или начать щекотать под столом, – сообщает источник в письме. – И что бы ни случилось, мы не можем нарушить ход всего действия».

В письме директору музея Джеффри Дейчу, которое Ивонна Райнер написала, однако на момент выхода статьи в Artinfo.com еще не отправила адресату (текст письма доступен в сети, в числе подписантов – искусствовед Дуглас Кримп и хореограф Тейша Паджетт), она сравнивает этот перформанс с фильмом «Сало или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини, с характерным для него садизмом и сексуальным насилием, добавляя по ходу письма, что подобное сравнение, может быть, и не совсем уместно в виду того, что фильм знаменитого итальянца социально оправдан и посвященным антифашистской тематике. Райнер заявляет, что Абрамович, директор и кураторы музея просто не видят «этих пресловутых ассоциаций относительно перформеров, которые, хоть и добровольно, но соглашаются на эксплуатацию». Что касается последних, добавляет подписант, их отчаянная готовность пойти на такое многое говорит об арт-мире, в котором люди готовы принести себя в жертву звездному художнику и немного поучаствовать шоу-бизнесе. «Это действие, с его минимальной оплатой (волонтерам обещали $150. – Артхроника), граничит с эксплуатацией и криминалом», – добавляет она.

Сама Абрамович в интервью Artinfo.com заявила: «Я надеюсь, что сам перформанс создаст атмосферу, исполненную достоинства и умиротворения, изменит энергетику пространства, а также сможет привнести перформанс в обычную жизнь. Что касается всех этих обвинений, – добавила она, – то они несправедливы, пока ты не видел перформанс и не пережил ситуацию сам». «Я уважаю Ивонну», – сказал она в заключении.

Директор музея Джеффри Дейч прокомментировал в интервью Los Angeles Times, что именно так, по его мнению, и должно работать искусство, провоцируя на диалог. «Надеюсь только, что те, кто выступают с такими заявлениями, сами придут на перформанс и пообщаются с его участниками». Он также добавил, что автор письма, на которое ссылается Райнер, выражает лишь собственное мнение и вряд ли может говорить от лица сотен других, кто подал заявку на участие.

Источник: artinfo.com