В субботу, 17 сентября, открылась 12-я Стамбульская биеннале современного искусства. В этом году на биеннале представлено пять групповых выставок под общим названием Untitled, которые расположились на территории бывших таможенных складов Antrepo и составляют основное ядро проекта. Помимо этого откроются около 50 сольных экспозиций и презентаций. Биеннале продлится до 13 ноября, ее кураторы — Адриано Педроза и Йенс Хоффманн.

Отправной точкой в работе кураторов послужило творчество кубинско-американского художника Феликса Гонзалеса-Торреса (1957-1996), отсюда же и заголовок биеннале «Без названия» — так были озаглавлены практически все работы художника, иногда сопровождавшиеся подзаголовком-комментарием). «На биеннале в Стамбуле всегда акцентировался политический аспект. Нам же показалось, что в дополнение к политике также было бы неплохо сохранить визуальную и эстетическую составляющие. Именно так, в общем, и работал сам Гонзалес-Торрес», — рассказали кураторы на кануне открытия в интервью Artinfo.com. Примечательно, что список художников-участников не раскрывался заранее во избежание «преждевременного потребления» выставки. Выбор названия — Untitled — кураторы объясняют нежеланием предъявлять зрителю заранее готовые смыслы и кураторские послания. «Как и Феликс (Гонзалес-Торрес), мы предлагаем лишь материалы в надежде, что они спровоцируют посетителя на размышления».

Пять работ Феликса Гонзалеса-Торреса составили базу и идейный каркас основного проекта. Блок «Без названия (Абстракция)» отсылает к работе «Без названия (Bloodwork— Устойчивость—Упадок)» и представляет собой попытку исследования политического посредством модернистской абстракции и ее ниспровержения. Раздел «Без названия (Росс)», связанный с работой «Без названия (Портрет Росса в L.A.)», объединяет рефлексию на тему гендерной идентичности, межличностных отношений и сексуальности. Выставка «Без названия (Паспорт)» (названная по одноименной работе) исследует проблемы национальной идентичности, миграции, культурного отчуждения. «Без названия (История)» дает альтернативное прочтение истории. В последнем проекте «Без названия (Смерть от ружейного выстрела)» авторы рассуждают о проблемах войн и человеческой агрессии.

Помимо каталога к биеннале издана книга интервью кураторов с участниками проекта, а также сборник «Вспоминая Стамбул» с материалами конференции по истории биеннале. Также планируется проведение различных образовательных программ.