Более трехсот ученых подписали петицию с просьбой прекратить поиски утерянной работы Леонардо, которая предположительно находится под фреской Джорджо Вазари на одной из стен Палаццо Веккио во Флоренции. Об этом сообщает New York Times.

К работе над фреской «Битва при Ангиари», изображающей битву миланских и флорентийских войск, Леонардо приступил в 1505 году после того, как закончил к ней эскиз (заказ был инициирован в том числе послом Флорентийской республики Николо Макиавелли). Однако работа так и осталась незавершенной, в частности, из-за сложностей при использовании красок, произведенных новым экспериментальным способом. В 1563 году Джорджо Вазари получил заказ на работу в знаменитом Зале пятисот, после чего оригинальная работа, возможно, была закрашена.

В целях поиска в стене с росписью Вазари было просверлено отверстие, чтобы при помощи специального зонда можно было обнаружить следы утерянной леонардовской работы. Первые шесть дырок, достаточно широких, чтобы пропустить зонд диаметром 4 мм, были сделаны 27 ноября, на этой неделе просверлили последнюю.

«Наша конституция гарантирует защиту итальянского культурного наследия, и теперь, следуя закону, необходимо понять, имело ли место нанесение ущерба», – заявила Алессандра Моттола Мольфино, президент организации Italia Nostra, занимающейся сохранением культурного наследия. «Нам надоело, что историю используют в маркетинговых целях», – также сказала она, добавив, что в эти непростые для мировой экономики времена многие культурные памятники требуют реставрации, и есть более плодотворные пути  спонсировать культуру.

Томазо Монтанари, профессор Университета в Неаполе, сравнил начатые поиски со стиранием защитного слоя на лотерейном билете. Многие искусствоведы вообще не уверены, что фреска до сих существует, приводя в качестве аргумента тот факт, что Вазари, большой почитатель Леонардо, скорее попытался бы спасти незаконченный шедевр, нежели стал бы закрашивать работу мастера.

Александр Моэн, вице-президент отдела исследовательских программ National Geographic, сказал New York Times, что лидер проекта инженер Маурицо Серачини получил разрешение на проведение работ от властей города и страны и приступил к ним в сотрудничестве Opificio delle Pietre Dure, одной из ведущих реставрационных организация Италии. «Мы же не бездумно дырявим фреску Вазари, – заявил он. – Мы уверены в своем подходе, который разрабатывался совместно с учеными».

National Geographic начал поддерживать проект четыре года назад. Флоренция получила взнос размером $250 тыс. в обмен на право National Geographic опубликовать результаты исследования. В следующем году издательство планирует выпустить специальный номер журнала, а также телепередачу, посвященную возможной находке.

Мэр Флоренции Маттео Ренци выступил в защиту проекта. «Мне нельзя говорить о том, что нам уже удалось найти, но мы очень довольны, – сказал он. – Ученым стоило бы подождать, прежде чем жаловаться». Он добавил, что обнаружение фрески произведет настоящую революцию в исследованиях искусства Ренессанса: «Только безумец может остановиться прямо сейчас. У Флоренции есть шанс разрешить одну из величайших загадок в истории искусства».

Источники: nytimes.combbc.co.uk

 

Материалы по теме:
Во Флоренции собирают деньги на фреску Леонардо, 01.09.11