1 августа в Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется выставка Брассая (1899 – 1984) – фотографа, художника и скульптора, близкого к кругу сюрреалистов.

В экспозицию в Мультимедиа Арт Музее войдут работы из нескольких известных фотосерий Брассая (фотографии Парижа 1930-х годов, портреты художников сюрреалистичные работы, работы из серий “Граффити” и “Ню” и пр.), а также графические работы и скульптуры.

Брассай (настоящее имя – Дьюла Халас) родился в Венгрии в городе Брассо, от названия которого позже взял себе псевдоним. После окончания службы в австро-венгерской кавалерии в 1918 году жил и работал в Берлине в качестве журналиста, откуда в 1924 году переехал в Париж, где сблизился с тамошней художественной средой. Тогда же он занялся фотографией, которая изначально не была для него первостепенной и шла в качестве дополнения к его публикациям. На более серьезный подход в фотографированию Брассая вдохновил знаменитый венгерский фотограф Андре Кертес.

В 1933 была опубликована первая книга фотографий Брассая «Ночной Париж», героями которой стали представители ночной жизни города, как представители низов (проститутки, нищие), так и просто «искатели ночных удовольствий». В этот период Брассай также фотографировал городские граффити: случайные рисунки и надписи, процарапанные неизвестными людьми на стенах зданий, которые автор находил по всему городу. Часть снимков была опубликована в сюрреалистическом журнале «Минотавр», который издавали Андре Бретон и Пьер Мабиль.

Брассай также фотографировал представителей парижской богемы, интеллектуалов, художников. Отдельными изданиями выходили книги, посвященные Пабло Пикассо, Генри Миллеру. Будучи близким к кругу французских сюрреалистов, Брассай делал снимки, приближавшиеся к этому жанру по содержанию и эстетике. В начале 1930-х совместно с Сальвадором Дали создал серию «Непроизвольные скульптуры» – фотографии обыденных предметов, подвергшихся бессознательным манипуляциям (порванные билеты, шерстяные катышки и пр.)

После эмиграции в США Брассай продолжил заниматься журналистикой и фотографией. Его работы публиковались в журналах Harper’s Bazaar, Life и др. Крупная персональная выставка фотографа состоялась в 1948 года в нью-йоркском Музее современного искусства. В 1970, 1972 и 1974 гг. в качестве почетного гостя он был представлен на международном французском  фотофестивале «Встречи в Арле».

Источник: пресс-релиз ММАМ