Крис Маркер. Фото с сайта sensesofcinema.com

В воскресенье в Париже скончался режиссер и фотограф Крис Маркер. Об этом сообщает РИА «Новости». Маркер умер в свой день рождения, 29 июля. В тот день ему исполнился 91 год.

Крис Маркер (настоящее имя Кристиан-Франсуа Буш-Вильнев) родился в 1921 году в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен (как утверждал иногда сам Маркер, настоящее место его рождения – столица Монголии Улан-Батор). До начала Второй мировой войны изучал философию во Франции. Во время оккупации страны немецкой армией участвовал в Движении Сопротивления, позже, по некоторым данным, присоединился к десантным войскам США.

После войны работал журналистом. Его статьи о политике, кино, а также рассказы и стихи публиковались в таких изданиях, как Esprit и культовом Cahiers du cinéma. Позже был приглашен на работу в издательство Éditions du Seuil, где выпускал книжную серию Petite Planète.

В 1950-е годы сблизился с представителями движения новой волны французского кино, среди которых были Аньес Варда, Ален Рене и др. К этому же периоду относятся его первые документальные киноработы – «Олимпия 52» (1952), «Статуи тоже умирают» (1953, совместно с Аленом Рене), киноэссе «Воскресенье в Пекине» (1955) и др.

В 1962 году Маркер создал свою самую знаменитую работу «Взлетная полоса» –  черно-белый 28-минутный фантастический фильм, выполненный в эстетике фоторомана. Сюжет фильма разворачивается в Париже, пережившем термоядерный удар третьей мировой войны. Оставшиеся в живых парижане, живущие в подземных катакомбах города, предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему». Картина стала единственным игровым фильмом Маркера и была удостоена кинопремии Жана Виго.

В 1962 году основал объединение S.L.O.N. (аббревиатура для Société pour le lancement des oeuvres nouvelles – Общество для продвижения новых произведений), куда вошли режиссеры-приверженцы левых политических взглядов. Их целью было не только создание своей кинопродукции, но также и поощрение рабочих снимать собственные фильмы. В 1974 году объединение сменило название на I.S.K.R.A. (Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles).

В 1974 году вернулся к собственному творчеству. Снял документальные фильмы о французском актере и певце Иве Монтане, фильм «Улыбка без кота» (1977), посвященный событиям 1968 года во Франции.

В 1990-е обратился к использованию цифровых технологий, при помощи которых создал фильмы «Level 5» (1996) и «Immemory» (1998, 2008).

Обладатель приза Венецианского (1963) и Берлинского кинофестивалей (1961), премии «Сезар» (1983), премии Британского киноинститута (1983).

Крис Маркер продолжал снимать до 2000-х годов. Одной из его последних работ стала документальная лента «Один день из жизни Андрея Арсеньевича», посвященная Андрею Тарковскому. Фильм был представлен зрителям в 2000 году.

Источник: ria.ru

 

Материалы по теме:
Диана Мачулина о выставке Криса Маркера в Москве, 20.04.12