Украинский художник Никита Кадан из группы «Р.Э.П.» (революционное экспериментальное пространство) cтал известен благодаря художественным акциям во время Оранжевой революции. Тогда вместе с группой художников Кадан выходил на Майдан с транспарантами «Большинство — меньшинство», «Бабушкам — пушистые тапочки», «Животным — гороскопы». Главный проект «Патриотизм», над которым «Р.Э.П.» до сих пор работает, превратился в сериал, часть которого можно увидеть на выставке «Невозможное сообщество» в ММСИ. На открытии проекта Никита Кадан дал «Артхронике» небольшое интервью.

А: Изначально идея выставки была построена вокруг творчества группы «ESCAPE». Какое отношение вы к ней имеете?

К: Ответный вопрос: кто из зарубежных участников имеет отношение к творчеству этой группы? С Виктором Мизиано мы работаем достаточно давно, с 2007 года, участвовали в его выставках, но не в России – скорее это и есть причина. Тема проекта – сообщество – это способ для людей делать что-то вместе. Это то, чем мы давно занимаемся. Может и есть связка с «ESCAPE», но она мне не видна.

А: Расскажи про проект «О методе», представленный на выставке. Он где-то уже был реализован?

К: Нет, работа сделана специально для этой выставки. Это модуль на вращающейся основе, отчасти напоминающий экспозиционный дизайн 1920-х годов, например Лисицкого, на всемирных выставках советских павильонов. Внутри скульптуры три секции, в которых расположены три автономные экспозиции. Одна сделана танцевально-перформансной группой «ТanzLaboratorium», другая киевским коллективом архитекторов «Группа предметов» и третья наша. Проект представляет собой игровое самоисследование групп: своего метода коллективной работы, своего способа быть вместе. Речь идет и о каких-то формальных вещах, о способе принятия решений: о голосовании, консенсусе. Люди, существующие в такой группе, собранной не на один проект – это определенный наисложнейший психологический сюжет. С другой стороны, это сюжет и политический.

А: Как это выглядит в этом вращающемся модуле?

К: В блоке архитекторов представлены диаграммы. Натянутые нити – это сеть между участниками и проектами, показывающая наглядно их способ взаимодействия. В блоке «ТanzLaboratorium» выставлен аудиофрагмент, представляющий разговор между участниками группы, он также подразумевает физическое перемещение в пространстве, которого зритель не видит. То, как они общаются друг с другом, нельзя визуально отследить, этот процесс ребята сознательно не показывают. В нашем блоке использован язык графических знаков из проекта «Патриотизм», который мы с 2006 года развиваем. Это словарь графических знаков, соответствующих разным словам, понятиям. Мы составили из знаков текст, рассказывающий о способе нашей коллективной работы. Так же в эскизах помещены комментарии, немного наивные. Они иллюстрируют рабочий процесс. В каждом боксе есть небольшой текст по поводу принятия решений в группе, наличие лидерства. Принципиальные для групповой деятельности вещи.

А: Была ли цензура? Кажется, она незримо, пробирается практически в каждый проект на данном этапе.

К: Внутри проекта цензуры не было. Музей, разве что произвел акт цензуры, но это история уже широко известна пользователям социальных сетей. История со словенской группой IRWIN, совершенно невинный плакат которой (со слоганом «Пришло время для нового государства. Говорят, там возможно счастье.» – прим. «Артхроники») был снят со здания музея, показывает степень сегодняшней паранойи в России.