В Москве на двух площадках открылся основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры». Перед открытием редактор сайт «Артхроники» Валерий Леденев побеседовал с куратором основного проекта Петером Вайбелем.


Многие вещи из тех, что уже закончили монтировать, выглядят довольно зрелищными. Что для вас важнее – интеллектуальная составляющая работы или визуальное воплощение?

Я стараюсь сохранить баланс. В работе необходима идея, но идея должна быть привлекательна для зрителя.

Тема переписывания часто всплывает в вашей работе. Вы когда-то писали, что история искусства – это коллективный труд, который не пишется, а переписывается в попытке переписать правильно. О каком переписывании все-таки идет речь?

Переписывание можно понимать технически и метафорически. Например, работа Кристы Зоммерер и Лорана Миноньо «Жизнеписец»: вы печатаете на машинке буквы, которые компьютером переводятся в бинарную систему (с единицами и нулями), а после цифры превращаются в изображения насекомых. Три различных кода сменяют друг друга. Или другая работа: неоновые буквы на стене переводятся в азбуку Морзе, которая, в свою очередь, переходит в искусственный свет, короткие и длинные вспышки (проект Керита вин Эванса «Рассекать 01». – Артхроника). Это техническое переписывание. Но его можно понимать и метафорически, когда говорят о переписывании политических систем или архитектурной трансформации города. На выставке есть фильм Ай Вэйвэя о Пекине, который переписывается в архитектурном смысле. Или можно вспомнить фильм Дмитрий Гутова Reason (кинохроника сноса Храма Христа Спасителя, строительство бассейна Москва, и реконструкция храма – фильм был показан на 46-й Венецинаской биеннале в 1995 году. – Артхроника), который мне очень нравится. На выставке будет картина основателя поп-арта, покойного ныне английского художника Ричарда Гамильтона. Она посвящена Палестине. Еще 50-60 лет назад больше говорили именно о Палестине, а сейчас в мировой повестке доминирует Израиль. Вот эти различные типы переписывания и будут представлены на выставке.

Не является ли то, что вы делаете в Москве, реверансом в сторону прошлой Венецианской биеннале «Создавая миры», которую курировал Даниель Бирнбаум?

Маркс писал, что раньше философы лишь интерпретировали мир, но сейчас пришло время его менять. Но, по-моему, это слишком. Мир нужно переписывать. Это более скромное предложение. Это ведь то, что происходит в России сейчас: предпринимается попытка изменить коммунистическое общество в сторону демократического. Меня это, кстати, всегда интересовало: Россия постоянно себя переписывает. И хорошо, ведь если не перепишешь себя сам, тебя перепишут другие. Своего рода защита.

К разговору о политике. Официальной риторикой в России сейчас стала модернизация и новые технологии. Но последние являются одним из основных ваших интересов, что отчасти будет воплощено на выставке. Вас не смущает подобное совпадение?

Это довольно старая традиция, она возникла не сегодня. Существует утопическое представление о технологии как уникальном языке, при помощи которого можно разрешить все конфликты, религиозные, этнические и др. Если вы пилот, не важно, мужчина вы или женщина, мусульманин или христианин, потому что все равно придется осваивать единый универсальный язык, поверх этических, гендерных и прочих различий. Моя идея в другом: для меня важно персонализировать отношения между субъектом и системой, субъектом и его окружением. Перед лицом природы ты – раб, вынужден зависеть от смены дня и ночи или времени года. А технологии дают больше личного выбора: квартиру можно обогреть зимой и охладить летом. И мы разработали также персональные медиа, которые сегодня называются социальными. И что интересно, в обществе есть идея, что через них мы можем стать сообществом. В этом смысле индивидуализация – персональный компьютер, собственный iPhone (где «i» означает «Я») – обеспечивает связь с другим. Все связаны со всеми. И это важное порождение технологии.

Но считается также, что подобные вещи как раз разрушают коммуникацию: пустые виртуальные идентичности, необязательность коммуникации в сети…

На это есть пессимистический и оптимистический взгляд. Первый состоит в том, что отмирают прежние сообщества. Можно смотреть на это с консервативных позиций, защищая традиционные ценности, а можно послать эти ценности к черту. Например, есть семья, каждый сидит в своей комнате, никто не хочет общаться друг с другом, и получается, что семьи как сообщества не существует. Но одновременно эти люди связаны с десятками других людей. Старые сообщества просто заменяют новые. Я, кстати, критически настроен к институту семьи, ничего не имею против его разрушения. В шестидесятые годы же возникла идея, что с семьи начинается авторитарное государство.


Основной проект биеннале – выставка «Переписывая миры» пройдет в ЦУМ Art Foundation и Центре дизайна «
ArtPlay на Яузе» с 23 сентября по 30 октября.

27 сентября в Центре дизайна «ArtPlay на Яузе» пройдет презентация книги Петера Вайбеля «10++ программных текстов для возможных миров» и дискуссия на тему «Искусство и поступок в информационную эпоху: от Дюшана до Мэннинга». Начало в 14.00.