Пи-Орридж – последний из великих уродов. Нынешние его взаимоотношения с внешним миром лучше всего характеризует, пожалуй, следующая история. Когда после премьеры фильма «Баллада о Дженезисе и Леди Джей» на Берлинском фестивале этого года Пи-Орридж вместе с режиссером фильма Мари Лозье поднялись на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей, микрофон попросил человек в первом ряду. Он сказал, что наблюдает за Дженезисом достаточно давно, что он видел его на сцене двадцать, пятнадцать, десять лет тому назад и всегда испытывал неподдельный, но труднообъяснимый страх. А сейчас вот смотрит на него с расстояния вытянутой руки и – впервые – ни капли его не боится. Действительно, если взглянуть на вещи трезво – кого может напугать стареющий перегидрольный трансвестит, печальный обломок великой эпохи фриков? Он не может ни ужасать, ни эпатировать. С фриками 70-х, 80-х и 90-х произошло то же, что с любыми звездами в любые другие времена. Тела, в которые было вложено так много, пришли в упадок, образ распался, маска сползла, открывая чисто человеческое измерение. История в духе программы «Пусть говорят»: за чудовищным фасадом монстра и шоумена скрывался любящий муж и преданный друг, в чем-то, как надеется публика, глубоко несчастный. Такой фильм уже снят о легендарном британском художнике Ли Бауэри (драма отверженности за всеми костюмами и эскападами). Наверное, такой же фильм должны снять о живущем в уединении на далеком острове Бали Владиславе Мамышеве-Монро и ровеснице Пи-Орриджа Орлан. Все они – героические уроды, при жизни пожертвовавшие свои тела на эксперименты, не слишком-то расчетливо вложившие всех себя в когда-то успешные арт-проекты. Не слишком расчетливо потому, что проекты эти хоть и оказались довольно долгоиграющими, но все же не вечными.

Полный текст Ильи Воронина читайте в журнале «Артхроника» в октября / ноябре 2011 г.