Пи-Орридж – последний из великих уродов. Нынешние его взаимоотношения с внешним миром лучше всего характеризует, пожалуй, следующая история. Когда после премьеры фильма «Баллада о Дженезисе и Леди Джей» на Берлинском фестивале этого года Пи-Орридж вместе с режиссером фильма Мари Лозье поднялись на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей, микрофон попросил человек в первом ряду. Он сказал, что наблюдает за Дженезисом достаточно давно, что он видел его на сцене двадцать, пятнадцать, десять лет тому назад и всегда испытывал неподдельный, но труднообъяснимый страх. А сейчас вот смотрит на него с расстояния вытянутой руки и – впервые – ни капли его не боится. Действительно, если взглянуть на вещи трезво – кого может напугать стареющий перегидрольный трансвестит, печальный обломок великой эпохи фриков? Он не может ни ужасать, ни эпатировать. С фриками 70-х, 80-х и 90-х произошло то же, что с любыми звездами в любые другие времена. Тела, в которые было вложено так много, пришли в упадок, образ распался, маска сползла, открывая чисто человеческое измерение. История в духе программы «Пусть говорят»: за чудовищным фасадом монстра и шоумена скрывался любящий муж и преданный друг, в чем-то, как надеется публика, глубоко несчастный. Такой фильм уже снят о легендарном британском художнике Ли Бауэри (драма отверженности за всеми костюмами и эскападами). Наверное, такой же фильм должны снять о живущем в уединении на далеком острове Бали Владиславе Мамышеве-Монро и ровеснице Пи-Орриджа Орлан. Все они – героические уроды, при жизни пожертвовавшие свои тела на эксперименты, не слишком-то расчетливо вложившие всех себя в когда-то успешные арт-проекты. Не слишком расчетливо потому, что проекты эти хоть и оказались довольно долгоиграющими, но все же не вечными.
Полный текст Ильи Воронина читайте в журнале «Артхроника» в октября / ноябре 2011 г.
1 comment
Шахин says:
Ноя 9, 2011
Браво, вы демонстрируете тотальную беспомощность в вопросе актуального авангардного искусства. Безусловно, Дженезис неординарная фигура, но никак не банальный фрик, и тем более не урод. С вашей стороны, по крайней мере, непрофессионально так писать.
Уроды и фрики в моем понимании либо невежды фашистских (в том числе буквально) взглядов и стремлений, например, мечтающие безмерно потреблять ненужный\дорогой хлам, либо ненавидящие все инаковое: людей не подходящей национальности (sic!), вероисповедания, цвета кожи, социальной идентичности, пола, гендера и т.д. (в общем, линия ясна). Либо одиозные неадекватные дутые личности, чьих былых побед и поражений, нынешних треш-свершений, или отсутствие таковых я не исключаю.
Но давно ли фриками земля полниться? Пока есть капиталистическое общество – будет спектакль, будут разномастные фрики, юродивые и лохи. И те, кто свято охраняет, контролирует и поддерживает миф, как о самом спектакле, так и о том, какими мы должны быть, как мы должны мыслить и каким мы должны воспринимать мир.
В этом смысле, я против вашей заметки, она несет в себе претензию.Мне кажется, вам стоило найти другого персонажа, или хотя бы досконально изучить предмет, прежде чем что-то писать.
Так вот в отличие от каких-то массмедийных однодневок (Язь, и пр), мрачных адовых долгожителей (Джигурда, Черномырдин, Перис Хилтон, впишите нужное) у Дженезиса была и есть четкая последовательная позиция, раздвигающая рамки не только искусства, но и жизни, свободы мысли, свободы тела.
Думаю, в последнюю очередь Орриджа интересовали вопросы эпатажа. Эксперимент – да, но эксперимент радикальный, арт-проект, бизнес – в каком-то смысле, отрицать это глупо. По-моему Пи – отличный пример воплощения в жизнь идеи свободного человека, чистого искусства (насколько ему это удалось, отдельный разговор).
Если следовать риторике и логике ситуационистов, то Орридж не далеко продвинулся. Не далеко продвинулся и Джи Джи Аллен, чуть ближе Тед Качинский. Нам ли их упрекать? Однако, эти движения одни из лучших поступательных революционных движений (зачатков) на пути к свободному миру!
С наилучшими пожеланиями.