Павильон Сицилло Матараццо © Fundação Bienal de São Paulo

В Сан-Пауло до 9 декабря проходит 30-я Биеннале современного искусства. Для тех, кто уже отметил этот пункт на своем маршруте, «Артхроника» попросила бразильского журналиста САНДРО ФЕРНАНДЕСА рассказать, куда пойти в этом городе за современным искусством и где отдыхать после выставок

С 7 сентября по 9 декабря в Сан-Пауло пройдет тридцатая по счету Биеннале искусств, старше которой в мире только Венецианская. Выставка открылась в День независимости страны. Эта дата  приобретает дополнительную значимость и как день провозглашения Бразилии мировой арт-державой.

Вот уже более сорока лет о Бразилии говорят как о стране с громадным потенциалом, и, наконец, за последние годы она обрела свой заслуженный статус. Бурно развивающаяся экономика привлекает инвесторов, туристов и организаторов таких грандиозных событий, как Чемпионат мира по футболу и Олимпийские игры.

О благоприятной экономической ситуации можно судить и по стремительному расцвету местной арт-сцены. Сан-Пауло, точнее 20 миллионов его жителей, являются свидетелями и участниками подъема бразильского искусства. Уже в 1922 году Сан-Пауло стал местом проведения Недели современного искусства (Semana de Arte Moderna), что закрепило за ним статус центра модернизма в противовес консервативному Рио-де-Жанейро.

Сегодня современное бразильское искусство становится все более востребованным на международном арт-рынке. Этим оно обязано, в частности, таким художникам, как Сильдо Мейрелес, Ромеро Бритто и коллективу Ос Гемеос.

Биеннале Сан-Пауло пройдет в павильоне Сицилло Матараццо (Pavilion de Cicillo Matarazzo). Это трехэтажное здание, созданное по проекту всемирно известного архитектора Оскара Нимейера, имеет выставочную площадь в 30 тыс. кв. м. В этом году биеннале посвящена «многообразию, переходности, цикличности и постоянным метаморфозам художественной поэтики: ее эстетической и политической топологии, ее сохранению и трансформации, … регрессу и прогрессу, ассимиляции, сгущению и деформации». Среди 110 художников такие известные имена, как Роберт Смитсон, Артур Биспо до Росарио и Ханс Петер Фельдман. Однако кураторы предлагают не делать из биеннале выставку отдельных персоналий и знаменитых художников, а искать связи между работами. Кроме того, более половины произведений созданы либо специально для выставки, либо ранее не экспонировались. Среди участников 23 бразильских художника (в частности, Алаир Гомес, София Борхес, Родриго Брага, Нино Кайш, Тьяго Роча Пита и Вальдемар Кордейро и др.).

«Для многих людей биеннале в Сан-Пауло – главный доступ к искусству. Само пространство словно зазывает публику: в огромные окна павильона легко заглянуть снаружи. Кроме того, выставка  расположена в парке Ибирапуэра, куда приходят представители самых разных социальных классов. Бесплатный вход и простейший дресс-код подтверждают идею демократизации искусства, – утверждает искусствовед Патриция Сан Мигель. – Эта биеннале не стремится ограничивать и подавлять. Здесь я встретила людей, которые раньше никогда не были в галерее или музее».

Галереи Сан-Пауло

Прогулку по галереям лучше всего начать рано утром в Вила Мадалена. Этот богемный район, славившийся когда-то преступностью и грязными улицами, теперь наполнен бессчетным числом галерей. Стены вдоль аллей пестрят разноцветными  граффити и буквально представляют собой музей под открытым небом.

Выйдя из метро «Вила Мадалена», надо  прежде всего отправиться на улицу Фрадике Коутиньо. Там сосредоточены арт-площадки, дающие представление о новых концептуальных тенденциях в жизни Сан-Пауло. Одно из самых популярных мест района – галерея и арт-резиденция Casa da Xiclet под управлением художницы Адрианы Хиклет. Девиз галереи гласит: «Эта площадка не андеграундная, а игровая», что подтверждает ее стремление сделать искусство менее элитарным и освободить его от таких ярлыков, как, например, бренд «андеграунд».

Casa da Xiclet работает с 15 художниками в месяц – подобное число авторов традиционная галерея представляет за год. Площадку могут использовать под выставку самые разные люди: от подростков до профессиональных фотографов, а также от домохозяек до режиссеров.

Пройдя чуть дальше по улице, можно увидеть  галерею Fortes Vilaça. Она занимает два отдельных выставочных пространства, одно из которых – зал под монументальную живопись. Fortes Vilaça, основанная в 2011 году, сегодня многими экспертами   считается наиболее влиятельной галереей страны. По мнению ее сотрудников, институционализация искусства способствует появлению новых художников, при этом продажи – не самое важное в деятельности галереи, а лишь закономерный результат усердной работы, профессионализма и этики.

Неподалеку от Fortes Vilaça располагается галерея Milan, которая за 25 лет своей деятельности по-прежнему не утратила статус важной площадки Сан-Пауло. Галерея ставит целью обогатить диалог между поколениями и художниками, работая с неоднородной командой авторов, как известных, так и начинающих. Неподалеку от галереи расположен бар Filial – один из лучших в городе.

На улице Вирхилио де Карвалью Пинто находится галерея Virgilio. Она основана в 2002 году и позиционирует себя как пространство для художников, чья карьера началась в 1980-е. Галерея представляет бразильское искусство как дома, так и за рубежом, укрепляя его позиции на международной арене.

Финальным пунктом назначения может стать галерея Choque Cultural приблизительно в километре от Virgilio на улице Жуана Моура. Художники галереи создают скульптуру, абстрактную живопись, сцены из жизни города и портреты. Их работы отражают взгляды молодого поколения на религию, политику и проблемы города. Успех подобных мест объясняется заметным ростом общественного сознания бразильской молодежи, а также активностью скейтерской культуры, местного хип-хопа и рок-сообществ. Почти все проекты носят экспериментальный характер.

Второй день интенсивного погружения в мир современного бразильского искусства вновь придется начать рано утром. Надо иметь в виду, что Сан-Пауло имеет также альтернативную сцену, существующую вне рынка. Подобные площадки управляются художественными коллективами, которые представляют зрителям урбанистическое искусство, в основном граффити. Два, возможно, лучших примера таких мест, – это Matilha Cultural и Casa Fora do Eixo.

Начать стоит с Casa Fora do Eixo в районе Liberdade – самом крупном в мире поселении китайских иммигрантов. Галерея управляется 16 менеджерами из разных регионов страны и занимается выстраиванием коммуникации, стратегиями развития, а также культурной политикой. Один из наиболее важных проектов галереи заключается в том, что она принимает у себя людей, проездом оказавшихся в Сан-Пауло, чтобы показать им жизнь города изнутри. Каждый день здесь собираются представители культурной сцены из самых разных уголков Бразилии.

От Casa Fora do Eixo до Matilha Cultural лучше добраться на такси. Попросите водителя отвезти вас к Edificio Copan, и если вы не застрянете в пробке, то через 15 минут уже будете стоять у главной достопримечательности Сан-Пауло. Matilha Cultural – некоммерческая независимая галерея, созданная для поддержки бразильского искусства и социально-ориентированных проектов.

Ставя во главу угла распространение информации, экологию, разнообразную деятельность и культуру, галерея делает свои события свободными для посещения или берет за вход символическую плату. Здание выстроено из переработанной и сертифицированной древесины, меню исключительно вегетарианское, органические отходы используются в саду, а пластмассовые одноразовые стаканчики строго запрещены, чтобы уменьшить количество мусора.

Затем вы можете заглянуть в галереи Emma Thomas и Baró, для этого надо воспользоваться метро и доехать до станции «Бара Фунда» – района, который с помощью новых арт-институций пытается изменить свой имидж криминального гетто. Emma Thomas создана шесть лет назад. Она представляет  молодых художников, воспитывает новых коллекционеров и делает современное искусство ближе к публике. Сначала галерея располагалась на улице Аугуста, потом вместе с Baró переехала в здание старого склада площадью в1500 кв. м. Идея слияния двух разных площадок родилась из желания переосмыслить феномен галереи в Бразилии и создать демократическое культурное пространство.

Этот день лучше всего завершить  в центральном городском парке Ибирапуэра. Здесь расположен один из главных музеев современного искусства Латинской Америки MAC, основанный в 1963 году. MAC является мейнстримной институцией, его следует посетить непременно. И вы не пожалеете, так как будете находиться в окружении работ Пикассо, Миро, Матисса, Кандинского, бразильцев Тарсила ду Амарала, Альфредо Волпи и Ди Кавальканти и др.

Если у вас остались силы, отправляйтесь в Bar do Netão (улица Аугуста,  822B). Здесь вы сможете потанцевать, что-нибудь выпить и познакомиться с людьми, которые только что побывали в тех же галереях, что и вы. Ну а если времени посмотреть все сразу не хватило, не отчаивайтесь – Сан-Пауло всегда будет рад вновь встретиться с вами.

Сандро Фернандес
Перевод с английского Елизаветы Бобряшовой