Самые интересные проекты посмотрела и прокомментировала ЕЛЕНА ФЕДОТОВА

1

Кадер Аттия. Реставрация (От западной к внезападной культуре)

Кадер Аттия. Реставрация (От западной к внезападной культуре)

Кадер Аттия. Реставрация (От западной к внезападной культуре)

Инсталляция французского художника алжирского происхождения стала, пожалуй, самой эффектной работой dOCUMENTA. Путешествуя между Алжиром и Конго, художник обратил внимание на африканскую скульптуру, реставрированную с помощью предметов, оставшихся с колониальных времен – старых пуговиц, зеркал и французских тканей. Аттия провел параллель между залатанной африканской скульптурой и изуродованными во время Первой мировой войны солдатами, лица которых были восстановлены с помощью пластической хирургии.
Фридерицианум 

 

2

Ханна Рюгген. Эфиопия

Ханна Рюгген. Эфиопия

Ханна Рюгген. Эфиопия

Ковры скандинавской художницы, созданные в 1935 году, были представлены на выставке «Париж Экспо» 1937 года, там же, где и «Герника» Пикассо. Ковры Ханны посвящены фашистскому вторжению не только на территорию Испании, но и Эфиопии.
Фридерицианум 

 

3

Корбиниан Айгнер

Корбиниан Айгнер Сорт яблок KZ-3, известный также как корбинианское яблоко, был выведен священником Корбинианом Айгнером. «Яблочный священник» был заключен в лагерь Дахау за открытую критику национал-социализма. Там он продолжал свои опыты по селекции яблок, называя каждый вариант аббревиатурой KZ – немецким сокращением от «концентрационный лагерь». С 1910 по 1960 Айгнер сделал более 900 рисунков открыточного формата, документирующих процесс селекции. Яблочное дерево KZ-3 было посажено в парке Karlsaue, ставшем одной из выставочных площадок dOCUMENTA.
Фридерицианум 

 

 

4

Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр? Игра с музыкой

Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр? Игра с музыкой

Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр? Игра с музыкой

Французская художница еврейского происхождения была убита в 1943 году в лагере Аушвиц в возрасте 26 лет, будучи на пятом месяце беременности. Между 1941 и 42 годами она создала более тысячи гуашей для цикла «Жизнь? Или театр? Игра с музыкой», соединявшего изображения, тексты и ноты. Саломон нарисовала историю своей семьи, в которой большинство женщин кончали жизнь самоубийством, а также воплотила в этой серии собственные переживания времен фашистского режима. Рассказ начинается с 1913 года, когда покончила с собой тетя художницы, и тянется почти до ее заключения в концлагерь.
Фридерицианум 

 

 

5

Налини Малани. В поисках исчезнувшей крови

Налини Малани. В поисках исчезнувшей крови

Налини Малани. В поисках исчезнувшей крови

Инсталляция индийской художницы основана на игре видеопроекций – в потоках света возникают различные изображения. Название световой инсталляции взято из поэмы «Восстание силуэтов» пакистанского поэта Фаиз Ахмет Фаиза. В работе затрагивается множество тем – от положения вдов в Индии до сложностей коммуникации между людьми. В саундтреке использованы произведения Хайнера Мюллера «Hamletmachine», Сэмюеля Беккета «Krapps last tape», а также рассказ индийского социального активиста Махасвета Деви.
Documenta-Halle 

 

6

Гошка Макуга. Что есть, то есть. Чего нет, того нет

Гошка Макуга. Что есть, то есть. Чего нет, того нет

Гошка Макуга. Что есть, то есть. Чего нет, того нет

На одной фотографии совмещены два изобразительных слоя, снятых в разных местах. Часть персонажей была снята во время вручения премии Арнольда Боде в Касселе в 2011 году, – на ней изображены сотрудники Премии и dOCUMENTA. Другая часть была сфотографирована возле королевского дворца в Кабуле, во время банкета, организованного художником для представителей афганского министерства культуры, журналистов, археологов и местных интеллектуалов. Попытка объединить два столь разных мира выглядит сюрреалистичной: огромный змей, гипнотизирующий персонажей фотографии, еще более усиливает фантастичность сюжета.
Фридерицианум 

 

7

Саня Ивекович. Непокорные (Революционеры)

Саня Ивекович. Непокорные (Революционеры)

Саня Ивекович. Непокорные (Революционеры)

Проект вдохновлен двумя документами. Первый – список из концлагеря Брайтенау, расположенного рядом с Касселем, с указанием причин ареста, одной из главных было «нежелание работать». Второй документ – фотография из газеты 1933 года, на которой изображен осел за колючей проволокой. Это «представление», устроенное нацистами, должно было символизировать назначение концентрационных лагерей – для «упрямых граждан». В то время в прессе развернулась кампания, призывающая немцев не покупать товары у евреев. Инсталляция Сани Ивекович состоит из плюшевых осликов, под каждым из которых помещена табличка с указанием имени – от Розы Люксембург до Мартина Лютера Кинга. Рядом развешаны биографии «упрямых» революционеров и партизан, в том числе Олега Кошевого.
Neue Galerie 

 

8

Фиона Холл. Стать жертвой

Фиона Холл. Стать жертвой

Фиона Холл. Стать жертвой

Павильон, построенный художницей Фионой Холл в парке Karlsaue, напоминает охотничий домик, наполненный трофеями. Внутри развешаны тотемы разных стран, так, Россию представляет уссурийский тигр, в лоб которого вставлена перевернутая матрешка-Ленин. «Чучела» животных Фиона Холл сделала из камуфляжной ткани, проведя параллель между камуфляжем военных и защитной окраской шкур животных.
Парк Карлсауэ

 

9

Джузеппе Пеноне. Каменные мысли

Джузеппе Пеноне. Каменные мысли

Джузеппе Пеноне. Каменные мысли

Скульптура была установлена еще в 2010 году и стала одной из первых работ этой dOCUMENTA. Пеноне последовательно работает с темой отношений между культурой и природой.
Парк Карлсауэ

 

10

Александра Сухарева. Being of mother is bone

Александра Сухарева. Being of mother is bone

Александра Сухарева. Being of mother is bone

Минималистичная инсталляция в духе IKEA, построенная единственной участницей dOCUMENTA из России, должна воплощать идею инициации. Сухареву интересует шаманистский обряд перерождения тела, момент встречи шамана и птицы-матери.
Парк Карлсауэ

Елена Федотова

dOCUMENTA(13) продлится в Касселе на различных площадках до 16 сентября