Самые интересные проекты посмотрела и прокомментировала ЕЛЕНА ФЕДОТОВА
1
Кадер Аттия. Реставрация (От западной к внезападной культуре)
Инсталляция французского художника алжирского происхождения стала, пожалуй, самой эффектной работой dOCUMENTA. Путешествуя между Алжиром и Конго, художник обратил внимание на африканскую скульптуру, реставрированную с помощью предметов, оставшихся с колониальных времен – старых пуговиц, зеркал и французских тканей. Аттия провел параллель между залатанной африканской скульптурой и изуродованными во время Первой мировой войны солдатами, лица которых были восстановлены с помощью пластической хирургии.
Фридерицианум
2
Ханна Рюгген. Эфиопия
Ковры скандинавской художницы, созданные в 1935 году, были представлены на выставке «Париж Экспо» 1937 года, там же, где и «Герника» Пикассо. Ковры Ханны посвящены фашистскому вторжению не только на территорию Испании, но и Эфиопии.
Фридерицианум
3
Корбиниан Айгнер
Сорт яблок KZ-3, известный также как корбинианское яблоко, был выведен священником Корбинианом Айгнером. «Яблочный священник» был заключен в лагерь Дахау за открытую критику национал-социализма. Там он продолжал свои опыты по селекции яблок, называя каждый вариант аббревиатурой KZ – немецким сокращением от «концентрационный лагерь». С 1910 по 1960 Айгнер сделал более 900 рисунков открыточного формата, документирующих процесс селекции. Яблочное дерево KZ-3 было посажено в парке Karlsaue, ставшем одной из выставочных площадок dOCUMENTA.
Фридерицианум
4
Шарлотта Саломон. Жизнь? Или театр? Игра с музыкой
Французская художница еврейского происхождения была убита в 1943 году в лагере Аушвиц в возрасте 26 лет, будучи на пятом месяце беременности. Между 1941 и 42 годами она создала более тысячи гуашей для цикла «Жизнь? Или театр? Игра с музыкой», соединявшего изображения, тексты и ноты. Саломон нарисовала историю своей семьи, в которой большинство женщин кончали жизнь самоубийством, а также воплотила в этой серии собственные переживания времен фашистского режима. Рассказ начинается с 1913 года, когда покончила с собой тетя художницы, и тянется почти до ее заключения в концлагерь.
Фридерицианум
5
Налини Малани. В поисках исчезнувшей крови
Инсталляция индийской художницы основана на игре видеопроекций – в потоках света возникают различные изображения. Название световой инсталляции взято из поэмы «Восстание силуэтов» пакистанского поэта Фаиз Ахмет Фаиза. В работе затрагивается множество тем – от положения вдов в Индии до сложностей коммуникации между людьми. В саундтреке использованы произведения Хайнера Мюллера «Hamletmachine», Сэмюеля Беккета «Krapp’s last tape», а также рассказ индийского социального активиста Махасвета Деви.
Documenta-Halle
6
Гошка Макуга. Что есть, то есть. Чего нет, того нет
На одной фотографии совмещены два изобразительных слоя, снятых в разных местах. Часть персонажей была снята во время вручения премии Арнольда Боде в Касселе в 2011 году, – на ней изображены сотрудники Премии и dOCUMENTA. Другая часть была сфотографирована возле королевского дворца в Кабуле, во время банкета, организованного художником для представителей афганского министерства культуры, журналистов, археологов и местных интеллектуалов. Попытка объединить два столь разных мира выглядит сюрреалистичной: огромный змей, гипнотизирующий персонажей фотографии, еще более усиливает фантастичность сюжета.
Фридерицианум
7
Саня Ивекович. Непокорные (Революционеры)
Проект вдохновлен двумя документами. Первый – список из концлагеря Брайтенау, расположенного рядом с Касселем, с указанием причин ареста, одной из главных было «нежелание работать». Второй документ – фотография из газеты 1933 года, на которой изображен осел за колючей проволокой. Это «представление», устроенное нацистами, должно было символизировать назначение концентрационных лагерей – для «упрямых граждан». В то время в прессе развернулась кампания, призывающая немцев не покупать товары у евреев. Инсталляция Сани Ивекович состоит из плюшевых осликов, под каждым из которых помещена табличка с указанием имени – от Розы Люксембург до Мартина Лютера Кинга. Рядом развешаны биографии «упрямых» революционеров и партизан, в том числе Олега Кошевого.
Neue Galerie
8
Фиона Холл. Стать жертвой
Павильон, построенный художницей Фионой Холл в парке Karlsaue, напоминает охотничий домик, наполненный трофеями. Внутри развешаны тотемы разных стран, так, Россию представляет уссурийский тигр, в лоб которого вставлена перевернутая матрешка-Ленин. «Чучела» животных Фиона Холл сделала из камуфляжной ткани, проведя параллель между камуфляжем военных и защитной окраской шкур животных.
Парк Карлсауэ
9
Джузеппе Пеноне. Каменные мысли
Скульптура была установлена еще в 2010 году и стала одной из первых работ этой dOCUMENTA. Пеноне последовательно работает с темой отношений между культурой и природой.
Парк Карлсауэ
10
Александра Сухарева. Being of mother is bone
Минималистичная инсталляция в духе IKEA, построенная единственной участницей dOCUMENTA из России, должна воплощать идею инициации. Сухареву интересует шаманистский обряд перерождения тела, момент встречи шамана и птицы-матери.
Парк Карлсауэ
Елена Федотова
dOCUMENTA(13) продлится в Касселе на различных площадках до 16 сентября