Павел Пепперштейн. Союз-Аполлон (кадры из видео) © Предоставлено галереей Iragui

АРСЕНИЙ ШТЕЙНЕР о выставке Павла Пепперштейна «Союз – Аполлон»

«С кем вы, мастера культуры?» – так начинается краткий манифестарный текст к новой выставке Павла Пепперштейна в московской галерее Iragui. Человек, утверждает Пепперштейн, поставлен перед выбором: служить отпавшему от биоферы человечеству или Земле. Художник решает этот вопрос с консервативных позиций: Земля вновь нуждается в сакрализации; замкнутое на себе самом человечество обречено.

Выставка невелика: на ней только объединенный флаг США – СССР и снятый этим летом в Симеизе клип Михаила Заиканова на трек «Союз – Аполлон», который Павел Пепперштейн и трэш-шапито «КАЧ» записали еще два года назад. В последний день перед открытием Пепперштейн снял с выставки серию новых рисунков и заменил текст. Первоначальный текст куратора Николая Ерофеева вводил проект в модную нынче сферу поп-политики, что автору показалось неуместным. Художнику (если он художник, а не политизированный фигляр) не нужны костыли и самооправдания, и присоединять авторский голос к правозащитному тявканью – попросту моветон. Скандальная суматоха лишь повышает капитализацию современного искусства, и к ней полностью применимы слова Горького: «Работа интеллигенции всегда сводилась главным образом к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни». Роль художника как социального работника совершенно чужда Пепперштейну.

С недавних пор кажется, что разной степени забавности постмодернистский бредок, обильно произраставший на этой территории после крушения империи, оброс плотью и материализовался в реальные идеологии. Так, вполне литературный оккультный традиционализм одного известного (в частности, по журналу «Волшебная Гора») религиоведа внезапно преобразовался в обновленческую секту, за карикатуры присуждают к штрафу, а хулиганская выходка обделенных талантом юных как бы художниц вдруг раскалывает общество по совершенно неожиданной линии. Продолжающиеся прямо сейчас подвиги внезапных казаков в Петербурге – из той же серии встреч с галлюцинацией. Жизнь превратилась в борьбу бредовых систем. И изъятый из жутковатой фантазии пластинки трэш-шапито трек «Стыковка: Аполлон – Союз» в сопровождении клиповой нарезки из фрагментов реклам, хроник и кинофильмов должен восприниматься в этом контексте борьбы маразма с идиотизмом серьезно. Это эпитафия ХХ веку, призыв Пепперштейна покончить с человечеством и спасти Землю – констатация факта, что ноосфера с биоферой разминулись.

Сейчас в галерее «Риджина» на Винзаводе  продолжается выставка Павла Пепперштейна и группы «Инспекция «Медицинская Герменевтика»» «Труба, или Аллея долголетия». Инсталляция впервые собрана в 1995 году и удивительным образом схожа с написанной в том же году повестью Анатолия Азольского «Клетка». Ее герой выстраивает среди вечных козней Лубянки то же самое «тихое, прекрасное, идеальное место», какое видится в бинокль в конце медгерменевтической трубы. Азольский с его постоянным поиском «норы», убежища в жутком мире советского маразма заслуживает упоминания в связи с Пепперштейном не только потому, что такое убежище в искусстве художник себе успешно обустроил, но и благодаря близкому сходству многих положений.

Вот цитата из «Клетки»:

«Именно раскол и есть признак длительного сосуществования держав и целостности всего человечества; как есть у человека правая рука и есть левая, как сработались левое полушарие мозга и правое, как нищете одной части людей противостоит богатство другой, так и мир может развиваться, эволюционировать, совершенствоваться только в противоборстве двух социально-экономических исполинов, и контраст между ними – яркий, отчетливый и резкий – должен постоянно поддерживаться; человечество будет спасено, поднимется к высотам прогресса, осуществит самые дерзновенные мечтания пророков и утопистов, если две системы будут вгрызаться друг другу в глотку, по обоюдному соглашению не доводя конфликты до войны, и благоденствие человечества зависит от контрастности основополагающих воззрений».

Эта конфронтация систем служит базовой установкой для картины мира, данной в видео «Союз – Аполлон».

Стыковка советского и американского космических кораблей летом 1975 года представляется Пепперштейну пиком противостояния держав, генеральным оргазмом ХХ века, после которого наступила разрядка, спад и распределение поныне актуальных ролей. СССР растерял все нажитое, принял женское имя и замер в пассивной позиции, а США подтвердили статус всемирного пахана. Подлинная история на этом закончилась; началась, изящно определяет Пепперштейн, «вялая хуйня». Искусство приняло на себя роль инструмента колонизации и порабощения побежденных народов, носителей «опущенного» дискурса.

Показательно, что Пепперштейн начинает историю ХХ века с революции в искусстве (цитата из текста художника к выставке):

«Сто лет назад миру показали черный квадрат.
Сказано ясно: «Все, пиздец всем! Ни шагу назад!
Шаг влево, шаг вправо – стреляю без предупреждения!»
Как волны, катятся друг за другом упизженные поколения».

Отступать и, правда, стало некуда: позади не осталось ничего. После двух войн история покатилась кувырком к зияющим высотам холодной войны. Ее завершающая монополярная фаза, культурная оккупация, существенным элементом которой является «современное искусство», приводит человечество к коллапсу:

«Ну а теперь хватит, идите все на хуй, в бездну сползают народы!
Туда вам и дорога, охуевшие хищники, убийцы природы!
То, что вы называете прогрессом, только плодит уродов и уродует лица!
Душно вам, сраные гады? Хочется ебаться, жрать, веселицца?
Нет вопросов, ребята! Вся хуйня к вашим услугам!
В вашем распоряжении!
Этот мир находится в неинтересном положении».

Вспомним концовку одноименной статьи Горького: «А  также пора вам решить вопрос:  с  кем  вы,  «мастера культуры»? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных  хищников, – касты, которая загнила с головы и продолжает действовать уже только по инерции?»

Статья впервые опубликована в «Правде» в 1932 году. Спустя 80 лет вопрос этот снова приобретает архиважность. Ситуация повторяется: для иерархии глобализма, считает Пепперштейн, современное искусство производит «иконы наебоса», символы тотальной наебки и подделки, на которой основан замкнутый монополярный мир, мир без развития и, разумеется, веры.

В прямом смысле иконы наебоса, к малеванию которых вкупе с показательным мученичеством есть в последнее время тенденция, должны были бы подчеркнуть обоснованность концепта современного искусства, его включенность в реальный мир. Не вышло. За скандальной медийной оберткой томятся посыпанные метафизической пылью опусы великовозрастной школоты, не нужные прежде всего своим авторам. Этот поезд в говне, и не на что больше жать; остается лишь лаять на явления крупного формата: обожествленный капитализм левых, государство, церковь. Но вне узкого горизонта совриска выбор-таки есть, и он всегда биполярен. Компромисс невозможен: или биоэтика, или угнетение человека; или творчество, или беззубое хамство; или красота, или хуйня. Или искусство, сродное понятиям опыта и мастерства, или культурсатанизм, практика наебки и унижения Образа.

Сейчас все потешаются над инициативой выставки «радикального православного искусства». Очень вероятно, что из начинания Дмитрия Пименова получится чепуха и балаган, который прочно с ним ассоциируется. Но это лишь одна из первых попыток художественной контрреволюции вернуть искусству позитивный образ и выкинуть к чертям всю, повторим за Тимуром Кибировым, «барачную самодрочку»: безответственную социальную критику, мышиную борьбу с советской властью, блядские выборы, арт-марксизм и прочий застойный маразм, которым стерилизованный совриск тужится обосновать право на жизнь. И таких опытов новой, во многом наивной искренности, которые игнорируют диагностированный Пепперштейном «наебос», будет больше.

Хватит тыкать в творение нечистым пальцем.

Арсений Штейнер

Выставка Павла Пепперштейна «Союз Аполлон» продлится в галерее Iragui (Москва, ул. Малая Полянка, д. 7/7–5) до 12 ноября.