ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о форуме современного искусства Art Kyiv Contemporary 2012

1 ноября в киевском Мыстецком Арсенале открылся форум современного искусства Art Kyiv Contemporary 2012. В течение шести предыдущих лет Art Kyiv – единственная ярмарка современного искусства в Украине – был мероприятием по большей части коммерческим. В этот раз упор сделан на просветительскую и образовательную составляющую: несколько крупных спецпроектов, большая программа мастер-классов и встреч (и переименование ярмарки в форум). Организаторы объясняют такие изменения состоянием арт-рынка, и без того только недавно начавший формироваться он переживает сложные времена. Напомним, что проходившая в сентябре выставка «Арт-Москва» придерживалась такого же курса по схожим причинам.

Главной составляющей форума стала живопись, которая была представлена на двух больших выставках. Первую привезла из Москвы галерея «Триумф», это работы Владимира Виноградова и Александра Дубосарского, показанные на ретроспективе художников в Москве в самой галерее и на Винзаводе. В Киеве ей отвели второй этаж Арсенала, и пространства оказалось так много, что даже эти монументальные полотна, а порою и целые полиптихи почти в нем затерялись.

Вторую выставку куратор Арсенала Александр Соловьев сделал, отталкиваясь от проекта московских гостей. «Исключительно живопись. Новейший украинский фигуратив» – это не история живописной традиции, а работы художников, работающих исключительно с фигуративной живописью. Здесь есть и ровесники Дубосарского и Виноградова – Арсен Савадов, Василий Цаголов, Илья Чичкан, Максим Мамсиков и более молодые автора, такие, как Илья Пруненко, Гамлет, Артем Волокитин, Никита Кравцов. Всего 22 художника, на примере которых куратор пытается рассмотреть, как медийная эпоха 1990-х повлияла на свойственную украинскому искусству фигуративную живопись.

Переизбыток места сыграл с форумом злую шутку. С одной стороны, Мыстецкому Арсеналу есть куда развернуться: амбициозные планы по созданию нового современного музея украинского искусства, вероятно, будут реализованы только через несколько лет, а пока пространство, где закончилась реконструкция, активно раздают участникам временных проектов. Но с другой  – пока количество выставочных площадей явно превосходит качество искусства.

Кстати, посмотрев работы в некоммерческой части, этих же авторов можно приобрести в зоне галерей, например, Мамсикова киевская галерея «Коллекция» продает за $15–25 тыс. На стендах многих украинских галерей, вообще, наблюдается преобладание живописи. Так, у галереи «Триптих Арт» – Анатолий Криволап и Матвей Вайсберг, у Kyiv Fine Art – большеформатная живопись Владимира Кожухаря и Юрия Соломко (по €10 тыс. за полотно). Единственная российская галерея, принимающая участие в Art Kyiv,  – это галерея «11.12», она демонстрирует живопись и немного дополняющих ее работ украинской художницы Алины Макисименко. Этот проект посвящен Венеции и отталкивается, разумеется, от Бродского. «Это тема воды, возникновения и исчезновения, рождения и умирания, и между ними узкий мостик бытия», – поясняет Алина Максименко. Некоторые работы художницы можно купить за $10–15 тыс.

Но, конечно, на форуме выставлена не только живопись. Mironova Gallery наряду с последними живописными поисками Оксаны Мась (вещи из проекта «Die Gestalt» только что выставляла в Москве та же галерея «Триумф») демонстрирует витражи группы  Recycle с персонажами из «Южного парка» (€15 тыс. каждый витраж) и видеоинсталляцию Роберта Уилсона. У NT Gallery – серия работ молодого одесского художника Игоря Гусева на алюминиевых листах (€5 тыс.). Галерея Bruice Collections показывает фотографию, а галерея Taic – сложную инсталляцию «Погружение» Анатолия Твердого с зеркалами и парашютами, которая вызвала большой восторг у зрителей.

Были на форуме и зарубежные гости, в частности австрийская галерея Gerald Hartinger, впервые участвующая в киевском мероприятии, привезла серию шелкографий Рассела Янга (Мерилин Монро с бриллиантовым напылением пользовалась большой популярностью), бразильца Ромеро Брито. Его веселые картинки продавались от €4 до 68 тыс., и, наконец, три шелкографии Энди Уорхола (€24–55 тыс.).

Отдельную платформу собрали из четырех итальянских галерей, которые по большей части показывают родное итальянское искусство. Галерея White Room Art System из Позитано выставляет работы художника Умберто Чичели, который сочетает фотографию и преломляющие изображение оптические линзы. Флорентийская Asia Art показывает объекты с использованием рисовой бумаги китайского художника Цзянь Хун И. У Barbara Paci Gallery стенд получился ориентированным на античную классику. Тут и замечательная мраморная и бронзовая скульптура, и фотография, и интересный проект итальянской художницы Паолы Крема, которая возрождает найденные археологические обломки, в мраморе или бронзе, и фиксирует это на фотопленку. У этой же галереи и самая дорогая на всей ярмарке работа: картина Феранандо Ботеро за €840 тыс.

Насколько выгодным будет для галерей этот форум – большой вопрос. Но до его завершения еще две недели, так что в любом случае у киевской публики есть хорошая возможность увидеть не только выставочное, как это было летом, но и коммерческое искусство. Оно, впрочем, составляет не более трети всего форума, ведь помимо двух главных специальных проектов есть еще выставка Виктора Вазарели (шелкография, объекты), инициированная посольством Венгрии в Украине и предоставленная из частной коллекции.

Еще одно частное собрание, на этот раз принадлежащее украинскому коллекционеру Ольге Козловской, показывает работы Олега Доу. Отдельно выставлены видеоработы прошлогоднего лауреата Премии Кандинского Полины Канис. Учитывая, что все это сопровождается программой мастер-классов, дискуссий и встреч (в частности с Эриком Булатовым), действительно становится понятно, почему Art Kyiv больше не ярмарка, по своему формату она, скорее, приближается к биеннале. Сколько продержится такой формат и хорошо ли это для развития украинского арт-рынка – покажет время.

Юлия Виноградова

Art Kyiv Contemporary 2012 продлится в Мыстецком Арсенале (Киев, ул. Лаврская, д. 1012) до 18 ноября