По мнению СЕРГЕЯ ХАЧАТУРОВА, выставка AES+F идеально подытоживает многолетнюю историю Манежа. Но от этого становится тревожно

На заре перестройки в Московском художественном театре Олег Николаевич Ефремов поставил пьесу «Так победим!» Михаила Шатрова. Пьеса про Ленина, о его «мильоне терзаний» относительно правильности выбранного пути новым советским государством, о сомнениях в вопросах чистоты и честности партии и ее лидеров. Пьеса должна была всколыхнуть и пробудить усыпленное геронтократией брежневского застоя сознание масс и направить их на путь обновления и совершенствования. Удивительно то, что на роль Ленина был утвержден Александр Калягин, практически одновременно со спектаклем сыгравший трансвестита в убойной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». А лучшим комментатором пьесы оказался сам Леонид Ильич Брежнев. В зрительном зале он во весь голос отпускал такие реплики: «О, она хорошенькая!» (о суетящейся в ленинском кабинете к приезду вождя секретарше), или,  глядя на загримированного Калягина: «Да, ведь это ж Владимир Ильич. Надо поприветствовать!» (намереваясь встать с кресла и устроить бурные и продолжительные аплодисменты).

В целом, несмотря на крушение надежд либеральной интеллигенции относительно исправления и улучшения партийного курса руководства страной, пьеса может считаться первой советской ласточкой мирового стиля кемп. В нем мирно уживаются искренность помыслов и сусальная пошлость воплощения, поднимаются на щит объекты всеобщего обожания, любви, поклонение в густом гриме гендерных перверсий, естественная тяга к неестественному, узаконенная подлинность притворства.

AES+F. Allegoria Sacra. 2011

AES+F. Allegoria Sacra. 2011

Новое открытие Большого Манежа очень интересно подыграло курьезам отечественного озорного сознания.

Вспомним, что было в зале Манежа помимо лужковских ярмарок «мосшуз» и «меха». С 1957 года со времени «хрущевской оттепели» здесь проводились большие выставки советских маршалов искусства. С 1990-х годов – арт-ярмарки. И там, и сям правили бал ностальгия по grand art и почти агитпроповская наглядность смыслов, псевдонаивная простота их воплощения. Вспомним также и злосчастную судьбу возведенного в 1817 году, к пятилетию войны 1812 года, здания Манежа. Инженер Августин Бетанкур предложил уникальную и совершенно новаторскую технологию: перекрыть колоссальное пространство деревянной конструкцией стропил без промежуточных опор. В марте 2004 года Манеж сгорел. Его восстановили приближенные к мэру Лужкову маги и чародеи воскрешения старой исторической застройки в модном прикиде. Конструкции Бетанкура были похерены, их грубо сымитировали, не соблюдая ни инженерное, ни образное качество. По отношению к историческим стропилам Манежа «лужковские» стропила соответствуют шедеврам волшебника-недоучки из знаменитой песни Аллы Борисовны: «Сделать хотел утюг, слон получился вдруг, крылья, как у пчелы, вместо ушей – цветы». Тоже как бы такой симулякр grand art. Тоже кемп, плавно трансформирующийся в самый что ни на есть постсоветский трэш.

Какая же выставка может сегодня подытожить и обобщить тему запечатленной в биографии Манежа родной истории с ее нетрадиционной ориентацией соцреализма и левого МОСХа на кемп, трэш, с ее криминальным влечением к симулякрам и симуляциям? Конечно же, выставка группы AES+F. Эти мастера – едва ли не единственные, кто может держать сегодня тему grand art в модальности скрытой иронии. Без дураков, но с цветами постсоветского гламура, сермяжного, отечественного варианта кемпа. Их создававшаяся на протяжении пяти лет и сегодня показываемая сразу в двух столицах Европы, Москве и Берлине, трилогия «The Liminal Space» – постисторическая, виртуальная сага на тему «Божественной комедии» Данте.

Трилогия лишь на поверхностный взгляд воспринимается подражанием опусам хэдлайнеров мирового contemporary art (Чепменам, Кунсу, Херсту). На львиную долю она произросла из художественных комбинатов страны Советов, взлелеяна их формотворческим благолепием.

AES+F. Пир Трималхиона. 2009

AES+F. Пир Трималхиона. 2009

Не зря же помимо видео в зале присутствуют все возможные виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, цифровая печать на холсте, печать на бумаге. Особенно красноречива алюминиевая, покрытая автомобильной эмалью скульптура. Она совершенно недвусмысленно напоминает пионерлагерных девушек с веслом и мальчиков с горном. Только какой-то полоумный эстет – любитель сюрреализма – прилепил юным ленинцам рога, копыта и хвосты. Стиль изображений (как скульптурных, так и живописных) монументален и одновременно стерт, бескачественен, имперсонален. Так делают рожденные в СССР выпускники Суриковки.

Коллизии трехчастной саги лежат на поверхности и считываются довольно легко даже не искушенными в совриске людьми. Как и пьеса Шатрова «Так победим!», это тоже род агитпропа. Только не эпохи победившего социализма, а эпохи победившего гламура.

Нет ничего реального, подлинного, – уверяют нас художники группы AES+F, – все чувства, реакции, эмоции стерилизованы, словно акула Херста, погружены в формалин и отправлены в кинотеатры 3D-максимум или в игровую приставку персонального компьютера. Торжествует постисторическое сознание.

Тревожно? Тревожно, конечно. Но я бы сказал в версии аеэсовцев, скорее, все приятно возбуждающе, словно обед в дорогом ресторане, где самым аппетитным и захватывающим становится, конечно, ожидание напечатанной на итоговом счете суммы. Да, да, у аеэсов все сервировано правильно: и красота, и красотища, и гендеры, и трансгендеры, и левый МОСХ, и кемп, и биография Манежа от старых начальников к новым…  Посетителю трудиться над собой незачем. Как в классическом «Ералаше», про улучшающий пищеварение пересказ сестре старшим братом сказки «Красная Шапочка»: «Жуй-жуй. Глотай!!!» Потребление? Да, и ничего страшного. Нашего совриска честное зерцало.

Сергей Хачатуров

Выставка группы AES+F «The Liminal Space. Трилогия» продлится в ЦВЗ «Манеж» до 12 октября