ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о выставке Марины Алексеевой «Liveboxes» в галерее Марины Гисич

Зрители, которые, как на известном рисунке Александра Иванова «Жених, выбирающий кольца для невесты», толпятся, смеются, подолгу рассматривают объекты Марины Алексеевой через маленькие окошечки – в последние несколько лет это привычно видеть на выставках и ярмарках у стенда галереи Марины Гисич. Марина (а для близких знакомых чаще Маня) Алексеева создает миниатюрные интерьеры, не больше 20 см в глубину. Происходящее в этих сценических коробочках действие оживает в сделанных художником фильмах: совсем недавно персонажи внутри начали двигаться и переживать различные трансформации. Объекты, теперь совершенно заслонившие живопись Алексеевой, приобрели большую популярность и известность, – внутрь коробочек Алексеевой силился заглянуть экс-президент Медведев, их приобрел в свою коллекцию сэр Элтон Джон. Для ретроспективы Марины Алексеевой, устроенной в галерее Марины Гисич под конец выставочного сезона, придумано точное слово «Liveboxes».

«Живые коробки» нравятся всем без различия зрителям: кто-то вспоминает девичьи и детские «секретики» и кукольные домики, кто-то – устройство вертепа или пространство «по Панофскому» со снятой четвертой стеной, а кто-то – описанные Фуко макеты и препараты в естественно-научных музеях. Согласно легенде, Илья Кабаков, уезжая из страны, вывозил кастрюли, утюги и весь советский хлам, который был нужен для инсталляций, но запасы быстро исчерпались. Марине Алексеевой не грозит исчезновение материала для ее работ, – полностью обладая качествами «тотальной инсталляции», они все же сделаны из миниатюрных предметов. Эти вещи обладают важным качеством – они способны рассказывать историю. Зрители узнают их с легкостью: внутри коробочек видны хорошо знакомые комнаты и места, в очень похожих пространствах проходит наша собственная или очень понятная нам жизнь. Драматургия восприятия этих работ начинается с заинтересованного погружения взгляда в интерьер, и достоверная миниатюризация дает зрителю на время божественную способность охватить все одним взглядом. Конечно, таково общее свойство всех миниатюрных вселенных — например, «Лиликанского театра» Ильи Эппельбаума, одного из ближайших, но старших по размерам «родственников» объектов Марины Алексеевой. В таких работах изменение масштаба смещает акценты и делает прежде незаметное видимым.

© Фото: Михаил Григорьев

© Фото: Михаил Григорьев

Как правило, объекты создаются сериями: вот «Места», вот «Вид на жительство», вот «Музеи» и серия «Изнутри – снаружи». На выставке каждая из них представлена хотя бы несколькими работами. Может быть, не преднамеренно, но в пространстве галереи объекты выстраиваются в обратном хронологическом порядке, как в артистическом CV: от самых последних и новых работ к тем, с которых все начиналась. В глубине зала зрителя встречают старые работы, хорошо памятные по предыдущим выставкам, которые проходили здесь же, или по большим проектам, как последняя московская биеннале Петера Вайбеля, где был показан объект «Развитие событий». Читая этикетки, можно даже выстроить историю работ Алексеевой в различных коллекциях, – так как работы для выставки предоставили многие коллекционеры и сделали это открыто, с указанием своих имен, что редкость для частной галереи. Марина Алексеева почти не повторяет объекты, большинство их существует в единственном экземпляре, и потому многие представлены только в буклете к выставке, как «Преступление и наказание» из коллекции Элтона Джона.

Самая старая из выставленных серий — «Места», датированная 2007 годом. Здесь еще нет анимации, и единственное движение внутри коробочки — это трудноуловимое и тем более привлекающее взгляд движение воздуха и теней от миниатюрной лампочки, желтым светом освещающей интерьер. Любопытно, что наружная поверхность коробочек, первоначально белая, нынче перекрашена и отливает черным, что сразу наводит на мысль о кинозале с погашенным светом и усиливает внимание к движущемуся изображению в работах.

© Фото: Михаил Григорьев

© Фото: Михаил Григорьев

Коробочки меняются вместе со временем, в котором динамическая картинка требует все больше внимания, как телевизор, «убивающий» все остальное в интерьере. Но обращение Марины Алексеевой к видео, ценному для художника как поле фантазии, почти безграничной в рисованном кино, произошло не сразу. Видео впервые появилось в цикле работ «Вид на жительство». Первые фильмы, демонстрировавшиеся внутри объектов, помогал делать Марине Алексеевой ее муж, художник Борис Казаков, известный своими работами в мультипликации. Видео радикально изменило время и способ восприятия объектов: если раньше это было практически бесконечным разглядыванием деталей, то теперь время все больше подчинено длительности видео, наблюдатель ждет повторения и ищет петли в движущейся картинке. Но ясно, что Марина Алексеева будет продолжать экспериментировать с не так давно появившимися новыми жителями своих коробочек (которые сыграны людьми и затем частично дорисованы). В работе «Он – Она» применена двойная проекция: в интерьере одновременно видны две различные истории мужчины и женщины, и зрительское внимание раздваивается, а глаз выбирает, по какому пути ему следовать и за какой историей следить.

Эти объекты привлекают внимание в любой экспозиции, но иногда хочется представить себе, как живет в частных коллекциях созданный Мариной Алексеевой кусочек всамделишной жизни в миниатюре: часто ли подходит к ним владелец, чтобы заглянуть внутрь, запускает ли видео и долго ли смотрит через стекло?

 Павел Герасименко

Выставка Марина Алексеевой «Liveboxes» продлится в галерее Марины Гисич (СПб., наб. р. Фонтанки, д. 121) до 15 июля