В Санкт-Петербурге в новом выставочном пространстве прошла выставка «Конверсия», проработавшая неполных два дня. На выставке успел побывать ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО

Художник и фотограф Александр Теребенин выступил куратором выставки «Конверсия», которая должна была открыть деятельность нового петербургского арт-пространства, модно поименованного «творческим кластером» и названного (по номеру дома 25) «Четверть». Теребенин признался, что он был готов не выставлять работы современных художников, а вместо этого демонстрировать пространство само по себе и водить экскурсии для способных оценить элегическую выразительность позднесоветского abandoned places.

В этой силе и заряженности пространства – известная особенность таких мест и проблема для художника. Тут везде натыкаешься на следы и элементы уходящей (но так до конца и не ушедшей) в прошлое советской цивилизации, на каждом углу встречаются способные много сказать внимательному взгляду палимпсесты, и в этих условиях художник должен быть особенно сдержан и точен. Некоторые зрители уносили на память позолоченные буквы, которыми были выложены афоризмы о воинском долге над дверьми в анфиладе (буквы оказались пенопластовыми, наверное, начала 1980-х годов). Художники все же попытались поместить в это пространство сделанные ими вещи. И тут в выигрыше оказались не живописцы, а те, кто соорудил инсталляции in situ из представленного вокруг в изобилии материала.

Сам Александр Теребенин выбрал в качестве наиболее верного художественного жеста апроприацию. Для выставки он подготовил и назвал две найденные фотографии и объект. Геральдическая композиция одного из участников группы «Мыло» Дмитрия Петухова, напоминающая солнце, сделана из двух шкафов и лыж с фамилиями солдат, сдававших нормы физподготовки. Советский «культурный слой» здесь близко лежит к поверхности, и художники группы «Паразит» тоже провели свои археологические раскопки.

Их инсталляция «Инвентаризация» глубоко и прочно погружена не только в контекст места, но, разумеется, и всей истории искусства. Отсюда концептуалистское пересчитывание окружающих предметов. Стулья, из которых Владимир Козин, Игорь Панин и Юрий Никифоров создали иронический оммаж Ай Вэйвэю, здесь по значению не уступают древней китайской мебели, а весь квартал военного училища еще недавно был таким же «запретным городом».

Оказавшись внутри огромного пятиэтажного здания площадью в сотни тысяч квадратных метров, всю свою историю бывшего военными складами и казармами, а затем военным институтом, даже сложно представить себе, что находишься в центре города рядом с Мариинским театром.

Достаточно часто можно слышать мнение, что процессы джентрификации в отечественной ситуации являются поверхностными и наносными. Выставка «Конверсия» как будто ради подтверждения этого мнения закрылась по требованию владельцев здания, просуществовав неполных два дня.

Павел Герасименко