Глубокого смысла в событиях прошедшего «Киберфеста» в Санкт-Петербурге ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО не обнаружил. Но симпатичные проекты нашел.

Александра Дементьева (Бельгия-Россия). Невыносимая легкость © cylandfest.com

Александра Дементьева (Бельгия-Россия). Невыносимая легкость © cylandfest.com

Проходящий в этом году в шестой раз «Киберфест» справедливо именовал себя «первым и единственным в России международным фестивалем кибернетического искусства», и элементом художественной среды Петербурга он точно стал. Если ранее среди главных организаторов был петербургский филиал ГЦСИ, прежний директор которого Марина Колдобская принимала активное участие в фестивале с самого начала как художник и куратор, то существование в качестве самостоятельной культурной величины в этом году пошло на пользу качеству фестиваля, нашедшему новых партнеров. Основной площадкой, на которой помимо выставки в течение всей недели проходили видеопоказы и перформансы, было выбрано пространство «Ткачи». Из новых петербургских лофтов эта площадка не только самая активная, но, похоже, самая благоустроенная и продвинутая технически, а для представленного на выставке высокотехнологичного искусства это как раз важно. Техника здесь работает без сбоев, инсталляции и видеопроекции просторно располагаются в одном большом выставочном пространстве, тут же сцена, на которой происходят перформансы.

Каждый фестиваль имеет свой девиз и отдельную тему, в этом году это «У дверей рая». Правда, искать глубокий смысл в красивом названии бесполезно, кураторский текст Марины Колдобской аморфен, но так он даже лучше подходит к искусству, представленному на «Киберфесте». Претендуя на постановку и решение сущностных проблем, в действительности же киберискусство занято узкоспециальными вещами и частными проблемами. Никакого дополнительного смысла или иного содержания, помимо технического, у объектов на выставке обнаружить не удается. В большинстве случаев перед нами аттракционы, более или менее интересные в зависимости от эмоциональной и интеллектуальной активности зрителя.

Работа аргентинского художника Лео Нуньеса глубокомысленно названа «Жизнь – игра»: от движения руки над столом сотня смонтированных на нем реле начинают переключаться со звуком, напоминающим треск цикад, и подсвечиваться. В работе Анны Франц «Облако, которое пахнет голубым», над видеопроекцией облаков и неба перемещается листок стальной фольги,  усиленный звук ее колебаний изображает порывы ветра. Две видеоработы могут считаться социальными: в одной автор наблюдает за очередью пассажиров вапоретто («Те, кто уходят и те, кто остаются» итальянки Марии Терезы Сартори), в другой – за плачущими от несчастной любви перед веб-камерой девушками (Коен Тейс из Бельгии, «Река»). С ними соседствует нехитрая «Катаринка» польской художницы Лидии Витковской – проекция в ящике работает до тех пор, пока кто-то крутит ручку шарманки-катаринки. Социальным качеством обладает и тройная видеопроекция, окружающая зрителя в работе Елены Губановой и Ивана Говоркова. Ее название «Седьмой этаж без лифта» – пересчет ступенек в старом петербургском доме – звучит грустной иронией.

Алисия Еггерт и Майк Флеминг (США). Вечность © cylandfest.com

Алисия Еггерт и Майк Флеминг (США). Вечность © cylandfest.com

«Вечность» Алисы Эггерт и Майка Флеминга, –  возможно, лучшая из показанных работ. Часы  совместным движением раз в 12 часов образуют  слово «eternity» из стрелок, которые все остальное время выглядят изысканной графической абстракцией. Механизмы без циферблатов не оставляют возможности проверить часы, и с такой вечностью проще согласиться, рядом с работой всегда висит фотография идеального состояния инсталляции.

Искусство новых технологий возникло и развивалось в соответствии с максимой философа Маршалла Маклюэна, ставшей уже классикой, – the medium is the message, – однако, кажется, за прошедшие годы весь «месседж» без остатка ушел в «медиум». Кибернетическое искусство оказывается отчасти луна-парком, отчасти орденом посвященных. В этом смысле примечательно, что почти все экспликации к работам на выставке написаны герметичным постструктуралистским языком.

Павел Герасименко