ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО о выставке «Эники-беники ели вареники!» в Lazarev Gallery

Выставка четырех художников в Lazarev gallery названа по детской считалке, поэтому сразу стало ясно, что покажут что-то на тему детства. Занятно, что заголовок выставки, если судить по приходившим приглашениям на событие, разросся от известного всем зачина до целого двустишия, будто куратор выставки не был уверен, что «вареники» в памяти у всех, кто придет на выставку. Но без запинки любой может продолжить: «Выходи, тебе водить!», и тогда напрашивается вопрос, кто же из художников водит, и хорошо ли у них это получается?

Ведь за изображением детей легко спрятаться. У современного художника, берущегося за детскую тему, за этим должны стоять какие-то цели и проблемы, иначе с не меньшим успехом можно рисовать котят (что будет таким же прегрешением против вкуса и «бидермайером»). При том, что участвующие в выставке художники сами воспитывают детей, а в залах натыкаешься на детские игрушки и куклы, которыми почему-то решили разнообразить пространство галереи, все же хочется думать, что выставка в целом способна сказать зрителю и о другом: она не только о младенческом умилении.

Детству полагается непосредственность, искусство, наоборот, сплошь опосредовано. На этой выставке у всех художников в работах использованы фотографии, и все картины написаны с фото. Оказывается, четверо художников пытаются в своих работах вспомнить о собственном детстве, и тогда выставка может показаться элегической и даже очень грустной. Тем более, когда становится ясно, что сказать об этом им либо не удается, либо нечего, хотя никто не изменяет ни выбранной теме, ни собственному стилю.

Работа Натальи Краевской

Работа Натальи Краевской

Живопись Марины Федоровой, встречающая зрителя у входа, как раз и отвечает самому  расхожему пониманию детской темы. Облизанные кистью, яркие и пушистые работы как будто только закончены и сошли с мольберта, эта имитация свежести и связывает их с пониманием детства. По поверхности холстов Федоровой взгляд скользит, не задерживаясь даже на особенно любимом художницей кроваво-красном цвете, который вроде бы должен сигнализировать о поп-арте внутри салонной живописной манеры.

Наталья Краевская своей постоянной темой сделала творческую переработку китча, а формой работы и излюбленной поверхностью пластиковый поднос. Она выставила коллажи, сделанные из советских модных журналов 1970-х годов. Сейчас это уже драгоценный материал с этнографическим смыслом, чтобы добиться такого эффекта в кино и фотографии,  применяются специальные фильтры и обработка, а Краевская делится аутентичными сокровищами, можно сказать, совершенно бесплатно. На этот раз к фигурам художницей не добавлен фон, и в изобразительной  пустоте они выглядят как компьютерный эскиз.

У Ильи Гапонова снова большие форматы живописи и материал кузбасс-лак, однако в этих работах сам материал перестал создавать фактурные и драматические сгущения. На картинах перерисованы детские фотокарточки, и, как бывало у художника и раньше, они покрыты белыми снежными пятнами, которые тут обозначают, скорее, утраты изображения, брак. Сверху на старое фото наброшен слой, который нужно с усилием преодолеть взглядом, пытаясь воскресить в памяти впечатления и ситуации детства.

Четвертый автор Константин Лупанов представил сочную и мясистую живопись в лучших традициях «южнорусской волны». Художник из Краснодара прежде не был известен петербургской публике. На его картинах работа времени, о которой пытаются говорить и другие участники выставки, находит наиболее явное выражение исключительно живописными средствами. Фотографический источник заметен здесь сразу композиционно по кинематографической крупности изображаемых фрагментов. Соседствующие живописные планы по тону и цвету могут так разительно отличаться, словно они представляют отдельные временные слои, и этим работы Лупанова немного напоминают ранние фотографические серии Бориса Михайлова.

И Марина Федорова, и Илья Гапонов, и Наталья Краевская хорошо известны зрителю по другим выставкам. Создать работы на выбранную галереей тему могли и многие другие художники, никто из четырех участников выставки не связан с галереей длительной историей взаимоотношений. Но если галерея запишет в число своих постоянных авторов Константина Лупанова, то, скорее всего, обеспечит себе повышенное зрительское внимание.

Павел Герасименко

 

Выставка «Эники-беники ели вареники!» продлится в Lazarev Gallery (Санкт-Петербург, 6-я  линия В.О., 5/5) до 31 октября